Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

Кто такая Лилит? Если коротко — это загадочный персонаж будто бы находящаяся под запретом в христианстве, потому что Ева не была первой женщиной Адама. Ею была некто по имени Лилит.

На сегодняшний день (а так было не всегда) главное в мифе о Лилит, то что она подана как первая феминистка. Мол, Господь сотворил и её и Адама из одной субстанции, поэтому она считала себя равной Адаму. Что последнему не понравилось. И Бог дал ему Еву, сделанную из его же ребра, просто придаток к мужу, кроткий и послушный.

Куда делась потом Лилит — тут много версий.

В описании Лилит слились древние демонические предания с библейской космологией, и в результате получилась то ли женщина, то ли демон, то ли первая феминистка.

Затем фольклор превратил её в безбожную соблазнительницу, что в общем-то противоречит ее многогранной роли в иудейской вере и месопотамских традициях. Чтобы понять, кто такая Лилит, нужно разобраться с её происхождением  и её ролью в восприятии библейской истории.

Кто такая Лилит

Она была первой женой Адама?

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Гюстав Доре, «Сотворение Евы» (версия 2).

В начале немного основ, которые любой человек, называющий себя христианином, обязан знать.

Библия, если упрощать, состоит из двух частей — Ветхий завет и Новый завет (Евангелие). Новый завет — это описание жизни и деяний Иисуса Христа. К Лилит эта часть не имеет отношения.

Ветхий завет состоит из книг Танаха (еврейского Священного Писания), являющегося общим священным текстом и иудаизма, и христианства. Считается, что они были написаны в период с XIII по II век до н. э. на древнееврейском языке.

Пять первых книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие называется Пятикнижие. Первая книга Пятикнижия — Бытие описывает происхождение всего — сотворение мира и всего живого, а также первых людей — Адама и Евы, первый грех (грехопадение), изгнание из эдемского сада. История Каина и Авеля. Далее в хронологическом порядке следует описание поколений людей до Ноя. Описание Всемирного потопа. И жизнь еврейских патриархов.

Нас интересуют буквально самые первые строки Бытия о сотворении всего сущего.

В первых двух главах Бытия есть странность. Может показаться, что вторая глава просто повторяет первую, при этом в деталях они противоречат. Вот, к примеру, одна известная нестыковка в 1 и 2 главах Бытия. И она там не одна.

В главах 1 и 2, если читать их буквально, есть путаница с созданием мужчины и женщины. Книга Бытие, Глава 1, Стих 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Книга Бытие, Глава 2, Стих 22: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку«.

То есть в 1 главе мужчина и женщина были созданы одновременно и из одного материала («праха земного»), а во 2 главе Ева была создана из ребра Адама.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Шестой день творения» (Создание людей — Версия 1).

Эта нестыковка позволяет додумать, что в жизни Адама должна была быть еще одна женщина, возникшая одновременно с ним. В эту смысловую «щель» и был втиснут персонаж — самая первая женщина, равная мужчине, заполняющая пустоту между «…мужчину и женщину сотворил их» и «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину».

Путаница в Священном Писании по поводу создания женщин и породила сказание о Лилит, как о первой женщине Библии.

Её появление стало результатом многочисленных толкований глав Бытия, их противоречий. Надо было как-то объяснить, куда делась та самая особа, которую создали одновременно с мужчиной и из того же материала. А так как эта загадка в Ветхом завете вообще, и в Бытии в частности не одна, появлялись многочисленные объяснения, толкования и прочие «примечания» к Священному писанию.

Так, к примеру, каббалисты различали четыре уровня прочтения и восприятия Ветхого Завета. То есть книга, по их версии, была настолько сложной и неоднозначной, что чтобы ее почитать и понять надо было пройти четыре уровня саморазвития.

Они же создали книгу «Зоар» (эта традиция заполнять пробелы известна как Мидраш, что означает искоренять или исследовать) — мистико-аллегорический комментарий (и объяснение «узких» моментов) к Пятикнижию и главный источник каббалистического учения.

Именно там, среди объяснений и толкований описания происхождения людей, и появилась Лилит, как библейский персонаж.

Каббалисты утверждают, что «Зоар» написан около 150 года н. э., но известность она получила лишь в XIII веке. Происхождение важно. Одно дело, если она создана буквально во времена Распятия и Воскрешения, другое — через 1200 лет. До сих пор более-менее точное время создание «Зоара» не установлено.

Также Лилит была изображена как первая жена Адама в «Алфавите Бен Сиры», произведении, которое стало частью еврейской традиции примерно в 700-800 году н. э. Но надо учесть, что «Алфавит Бен Сиры» — произведение сатирическое. По сути это юмористическая интерпретация Бытия.

Она содержит басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела».

Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Он относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные.

Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обереги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».

Короче… Согласно многочисленным интерпретациям Бытия, Лилит заключила брак с Адамом. Но их союз потерпел неудачу, как раз из-за разногласий, порожденных равным происхождением, и она ушла, побудив Бога создать Еву.

Еще раз: в самой Библии об этом нет ни слова. А эта версия у священников считается ересью, они воспринимают все истории про Лилит как спекуляции на Священном Писании далеких от веры авторов.

Ее имя не упоминается в Библии напрямую

Кто такая Лилит

Лилит упоминается в Библии только один раз, и то не по имени. В Исаии 34:14 автор говорит о «ночной птице», «ночном чудовище» или «ночном существе», в зависимости от того, какой перевод Библии вы читаете.

Слово «лилит» есть только в еврейском тексте книги пророка Исайи (34:14).

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

По-русски это слово переведено как «ночное привидение»…

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».

Когда в Книге пророка Исайи упоминается гнусное ночное существо, живущее среди руин, некоторые толкователи Библии считают, что речь идет именно о той самой Лилит.

Правда, в этой версии Лилит — не человек, а Суккуб, демон, принявший облик женщины. Представление о демоне женского пола с именем Лилит евреи заимствовали из вавилонской (или шумерской) мифологии.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Lilith, illustration by Carl Poellath from 1886 or earlier.

Миф о Лилит, укоренившийся в еврейской традиции, в каком-то смысле уникален. Нет других мифов, где женщина восстала ради равноправия. Рассказывая миф о Лилит, мужчина говорил женщине: «Если ты будешь требовательной, самоуверенной, независимой, как Лилит, то и кончишь ты плохо: нимфоманкой, фригидной, бездетной ведьмой».

Несомненно, Лилит – наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. Её прототипы есть во множестве религий, верований и мифологий. Тем более, что образ женщины-демона-соблазнительницы, искусительницы из мира зла или просто несчастной плохой матери — это архетип, встречающийся почти у всех племен и народов.

Таким образом, Лилит превратилась в собирательной образ-имя «неправильной женщины», в отличии от «правильной», созданной как часть мужчины — Евы.

Ее истоки — в месопотамской мифологии

Кто такая Лилит
Лилит в месопотамской мифологии. Терракотовый рельеф Бёрни, созданный около 1950 года до н.э.

Имя Лилит – несемитское, то есть более древнее, чем эпоха иудейских авторов Ветхого завета. Евреи придали ему своё толкование – ночная. Большинство исследователей Библии именно так понимают это слово у пророка Исайи (34 :14).

Лилит, возможно, произошла от древнего шумерского мифа о лилиту — демонических духах мужчин и женщин, ушедших из жизни молодыми. Более ужасные аспекты Лилит можно отнести к Ламашту, дочери месопотамского бога неба Ану.

Считалось, что Ламашту убивает детей и питается энергией соблазненных и попавших в зависимость от неё мужчин.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Ламашту — богиня, чьи черты очень схожи с Лилит.

Миф так описывает эту богиню: «она зловеща, она упряма, она богиня; ужасна она. Она подобна леопарду, дочь Ану. Её ступни как у (птицы) Зу, её руки грязны, у неё морда всесильного льва. Она поднимается из зарослей тростника. Её волосы распущены, её груди обнажены. Её руки перемазаны кровью и плотью. Она без спроса проникает через окно, она ползает как змея. Она пробирается в дом, и снова его покидает».

Лилит также появляется в «Эпосе о Гильгамеше«, на табличке, датируемой примерно третьем тысячелетием до нашей эры. Фрагменты этого произведения могут восходить к сказаниям XXVIII века до нашей эры.

В одном эпизоде рассказано, что дерево хулуппу (возможно, липа) упало в воды Евфрата. Дерево спасли и поставили в саду Инанны, где оно стало деревом сущего. Такие древа познания, а также дерево миров или древо жизни встречается почти во всех древних религиях народов мира.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Мировое дерево. Русский узор.

У его корней поселился дракон (опять, есть во многих мифах и верованиях — от скандинавского Нидхёгга и Левиафана до змея-искусителя), а на вершине поселилась птица (тоже встречается у множества народов).

«В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное». Но такое положение вещей не устроило богиню Инанну, и Гильгамеш явился ей помочь. Он убил дракона, птица улетела,  а “Лилит, сильно испугавшись, разодрала свой дом в клочья и убежала в пустошь”.

Лилит в «Эпосе о Гильгамеше» изображена красивой девушкой с ногами ночной совы. Некоторые исследователи находят в эпопее упоминание о том, что Лилит была вампиром-проституткой.

Свитки Мертвого моря ассоциируют ее с другими демонами

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

Свитки Мертвого моря, группа из примерно 800 текстов, обнаруженных в 1940-х и 1950-х годах на Западном берегу вблизи Мертвого моря, также упоминают Лилит. Свитки включают молитвы на иврите, арамейском и греческом языках, юридические документы, библейские писания и апокрифические произведения.

Лилит упоминается в «Песне для мудреца», которая, возможно, была гимном, используемым во время экзорцизма:

И я, мудрец, возвещаю величие Его красоты, чтобы устрашить и смутить всех духов-губителей ангелов и духов-бастардов, демонов, Лилит… и тех, кто поражает внезапно, чтобы сбить с пути духа понимания и сделать пустынным их сердце.

Она отождествляется со змеем в Эдемском саду

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Джон Кольер, «Лилит», 1889 год.

Существует множество версий дальнейшего существования Лилит, после того как она покинула Адама, но так или иначе, она стала олицетворять собой зло, ночные кошмары, стала причиной смерти детей и женского бесплодия.

В некоторых вариантах именно она была змеем в Эдемском саду, который соблазнил Еву.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

Например, на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле, изображающей «Грехопадение человека», изображена фигура с телом женщины и хвостом змеи, овившимся вокруг дерева, что, по мнению некоторых, символизирует Лилит.

У другого титана Возрождения — Рафаэля Санти на фреске «Адам и Ева» («Грехопадение») тоже самое. Причем эта фреска была выполнена для покоев Папы Римского — то есть буквально для эпицентра христианства.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

В каббалистическом тексте Лилит описывается как змея: «И Змей, женщина-блудница, подстрекал и соблазнял Еву через шелуху Света, который сам по себе есть святость… Ибо злая Лилит, увидев величие разврата [Адама], укрепилась в шелухе своей, и пришла к Адаму против воли его, и воспламенилась от него, и родила ему множество демонов и духов и Лилин«.

Она может считаться равной Адаму

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра.

Образ Лилит — последствие многовекового развития патриархальных идей. Главный удар её имиджу нанесло само патриархальное общество, где мужчина должен был главенствовать (что вообще-то было обусловлено самим временем, община с женщинами во главе просто бы не выжила).

Допустить почитание женского божества в них было невозможно. Так Лилит превратилась в символ буйной, непокорной, а потому порицаемой женской натуры, образцом слишком самостоятельной, слишком распутной, слишком непонятной обществу личности. Её образ противопоставлялся безропотной Еве.

Важный аргумент в этой борьбе — создание по образу и подобию Божьему Адама, но не Евы. А потому равная ему Лилит преподносилась как ошибка, демон, зло, враг рода человеческого. Нетрудно тут проследить женоборческий мотив: жена, непокорная мужу, — это такое же зло, противопоставленное благодатному человечеству.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Амулет от Лилит из апокрифической книги ангела Разиэля.

Самое печальное в этом — вывернутый наизнанку образ свободной Матери, которое человечество за сорок веков превратило в демона, пьющего кровь младенцев.

Талмуд представляет ее как соблазнительницу

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Адам, Ева и Змей (Лилит).

В Талмуде (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма) Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии, овладевающая человеком, ночующим в пустом доме.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
«Адам‎‎ сжимает ребенка в присутствии похитительницы детей — Лилит». Фреска ‎‎Филиппино Липпи,‎‎ базилика ‎‎Санта-Мария-Новелла,‎‎ Флоренция‎.

Аггада — большая область иудейской литературы Устного Закона (Талмуда) связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, под именем Пизнай) рождались демоны и лилим. Потомством этих духов полон весь мир.

Ее имя появлялось на чашах для заклинаний

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Чаша для заклинаний с арамейской надписью вокруг демона, из Ниппура, Месопотамия, 6-7 век.

Другим источником информации о Лилит и ее родственниках является серия арамейских и мандейских надписей на чашах, используемых для отражения демонов. Большинство из этих текстов пришли из еврейской общины в Ниппуре, они датируются 1-м тысячелетием н.э.

Эти тексты подтверждают злонамеренную деятельность Лилит, и показывают, что она скрывается вокруг человеческих жилищах в ожидании шанса захватить людей. Одна чаша заклинания содержит рисунок скованной цепями Лилит, вокруг ее шеи, рук и ног; она была обнажена догола, а волосы распущены.

Чаши для заклинаний, предназначенные для обездвиживания демонов, были популярны во всем древнем мире, особенно в Персии. Как ночной демон, несущий смерть и искушение детям и мужчинам, Лилит изображалась на этих чашах. Надпись на одной чаше для заклинаний описывает Лилит следующим образом:

Злая Лилит, которая заставляет сердца людей сбиться с пути
и появляется в ночных снах и в видениях дня,
Которая сжигает и повергает в кошмар,
нападает и убивает детей, мальчиков и девочек.

На другой чаше надпись гласила: «Отсеки царя демонов… великого правителя Лилит».

Лилит в культуре

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
Лилит в комиксах Marvel.

В эпоху Возрождения, когда нееврейские мыслители увлеклись каббалой, легенды о Лилит вошли в европейскую литературу. К образу магически соблазнительной Лилит (в еврейском средневековом фольклоре она принимает облик красавицы лишь для введения в соблазн) обращались многие писатели вплоть до ХХ века.

Впервые это имя появляется во второй части «Фауста», где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power.

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется
«Фауст и Лилит», Ричард Уэстолл (1831).

А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ Анатоля Франса «Дочь Лилит»:

«…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство.

Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».

Даниил Андреев в книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом.

«Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

В «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса Белая Ведьма (главный антагонист Льва, Ведьмы и Гардероба) считается потомком Лилит, называемой первой женой Адама. В серии книг Анджея Сапковского «Ведьмак» Лилит появляется как могущественный демон, связанный с концом света. Она также упоминается в одноименном сериале.

В четвертом сезоне сериала «Люцифер» демон Мэйзекин (Лабиринт) называет Лилит матерью демонов, включая ее саму. В эпизоде пятого сезона Лилит выступает в качестве певицы в 1946 году в Нью-Йорке. Ее посещает Люцифер, который помогает ей найти украденное кольцо. Она отказывается от своего бессмертия, и Мэйзикин в наши дни встречает свою маму — пожилую Лилит.

Люцифер Сезон 5 Серия 4 - Мейз встречается со своей мамой

В сериале она черная, что может сбивать с толку, но сериал-то американский.

Влекущая и прекрасная Лилит как антипод будничной Евы — мотив стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности». А это отрывок из Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:

«У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Ее называют первой феминисткой

Кто такая Лилит? Ответ не такой простой, как кажется

Хотя на протяжении всей истории Лилит считали демоном, соблазнительницей и козлом отпущения, начиная с 1970-х годов, женщины-активистки приняли ее как феминистку и образец для подражания. Сторонники этого взгляда видят в Лилит независимую женщину, которая сама делает свой выбор — включая выбор сексуальных партнеров — и сама управляет своей судьбой.

В ее честь был назван журнал Lilith Magazine, еврейское феминистское издание, основанное в 1976 году.

Не пропусти: Найдено пятое Евангелие, где говорится, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и у них было двое детей.

ПОДЕЛИТЕСЬ ПРОЧИТАННЫМ И УВИДЕННЫМ С ПОМОЩЬЮ КНОПОК ВНИЗУ