23 факта из истории московском метро, многие из которых поражают

Первый день в истории московского метро начался в 7 часов утра 15 мая 1935 года. Что было дальше — покажут архивные фотографии.

Первое метро в мире было запущено в Лондоне в 1861 году.

23 факта из истории московском метро, многие из которых поражают

Вагоны были открытые. Протяженность первой линии метро составляло 3,5 км.

И в истории московского метро первая дата могла появиться намного раньше, чем случилось в реальности.

1. Первые проекты для метро Москвы были представлены городским властям во время правления царя Николая II, в 1902 году.

23 факта из истории московском метро, многие из которых поражают
Проект Балинского и Кнорре, 1902 год. Иллюстрация художника Н. Каразина.

Но в царской России до метро так руки и не дошли. Поэтому начало истории московского метро стартует с 1930- х годов уже в СССР.

Первые планы тогда уже советского метрополитена были утверждены только в 1931 году Иосифом Сталиным, а строительные работы (на фото) начаты два года спустя.

23 факта из истории московском метро, многие из которых поражают

2. Первая линия была проведена от «Сокольников» до «Дворца Советов».

Первая линия была проведена от "Сокольников" до "Дворца Советов"

3. 285000 человек проехали в московском метро в день его открытия, 15 мая 1935 года.

285000 человек проехали в московском метро в день его открытия

4. Огромный портрет Владимира Ленина на станции «Библиотека имени Ленина» — одной из первых станций метро в столице СССР

Огромный портрет Владимира Ленина на станции "Библиотека имени Ленина"

5. Московское метро создавалось как подземный коммунистический рай — с мрамором, мозаиками, фантастическими люстрами и скульптурами героев.

Московское метро создавалось как подземный коммунистический рай

6. Станция «Дворец Советов» также одна из первых была назван в честь запланированного Сталиным строительства огромного Дворца Советов.

Станция "Дворец Советов" - "Кропоткинская"

Здание должны были построить на месте снесенной собора Христа Спасителя. Это должно было быть самое высокое сооружением в мире, увенчанное 100-метровой статуей Ленина.

В истории московского метро есть станция, которая была названа в честь будущего объекта.

Проект Дворца съездов на фоне современной Москвы

Но сооружение так и не было построено. Станция была переименована в «Кропоткинскую» в 1950 году.

7. Станция метро «Маяковская» стала бомбоубежищем во время войны.

Станция метро "Маяковская" стала бомбоубежищем во время Второй мировой войны

Сталин выступил с речью на станции в ноябре 1941 года в 24-ю годовщину большевистской революции, в то время как нацисты обстреливали город на поверхности.

8. Схема Московского метрополитена, 1945 год

истории московского метро Схема Московского метрополитена, 1945 год

9. Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Над его убранством работали лучшие художники того времени.

Одна из 34 мозаик Александра Дейнека на потолке станции "Маяковская"

Одна из 34 мозаик Александра Дейнека на потолке станции «Маяковская». Все вместе они образуют панно, известное как «24-часа советского неба».

10. Большая статуя Сталина стояла в вестибюле станции «Курская» до 1961 года. Но там до сих пор есть строки из старого гимна Советского Союза.

Большая статуя Сталина стояла в вестибюле станции "Курская" до 1961 года

Их отреставрировали несколько лет назад: «Нас вырастил Сталин на верность народу…».

11. Станция «Комсомольская» считается зенитом сталинского стиля метро — «символическим выражением великолепных результатов пролетарской диктатуры»

Станция "Комсомольская" считается зенитом сталинского стиля метро

12. Мозаики и фрески на станции «Киевская» изображают русско-украинское единство.

Мозаики и фрески на станции "Киевская" изображают русско-украинское единство

13. После смерти Сталина в 1953 году, новый лидер Никита Хрущев осудил перегибы и «ненужную роскошь» прошлого.

После смерти Сталина в 1953 году, новый лидер Никита Хрущев осудил перегибы и «ненужную роскошь» прошлого

Станция «ВДНХ», начала строится в начале 50-х годов и была богато украшена мозаикой Владимира Фаворского, но политика Хрущева привело к тому, что мозаики была закрашены слоями зеленой краски.

Строительство метро пошло под лозунгом: «Километры за счет архитектуры». И это стало новым этапом в истории московского метро.

14. «Тверская», открыта в 1979 году, типичная для стиля 60-х и 70-х годов.

"Тверская", открыта в 1979 году, типичная для стиля 60-х и 70-х годов

Станции этого периода были более дешевы и многие выглядят почти одинаково.

15. Форма работника метрополитена в 1930-х годах считалась одной из самых красивых в Советском Союзе.

Дежурная по станции в форме 1935 года в дни юбилея 2005 года

Дежурная по станции в форме 1935 года во время театрализованного праздника, посвящённого 70-летию со дня пуска первой очереди московского метро, 2005 год.

16. Пассажиры московского метро в 1992 году, когда столичное метро переживало самый большой кризис за свою историю.

Пассажиры московского метро в 1992 году

17. Станция «Римская» открыта в 1995 году, через четыре года после распада Советского Союза.

Станция "Римская" открыта в 1995 году

Некоторые видят в этой композиции параллели с недавно развалившейся советской империей.

18. Мозаика на станции «Парк Победы», открытой в 2003 году, символизирует возвращение к «нео-сталинскому» стилю.

Мозаика на станции "Парк Победы"

19. В истории московского метро было много терактов. Цветы, оставленные в память о жертвах взрыва бомбы на станции метро «Парк Культуры»

В московском метро произошло довольно много терактов

В марте 2010 года две смертницы взорвали 40 человек в час пик. Это были первыми взрывы в метро с 2004 года, когда 41 человек были убиты террористом-смертником в феврале и более 10 человек умерли в результате взрыва в августе.

20. Станция «Лубянка», по слухам, это вход в секретную линию метро, ​​построенной Сталиным глубже, чем обычные линии.

Станция "Лубянка", по слухам, это вход в секретную линию метро, ​​построенной Сталиным глубже, чем обычные линии

Сеть «Метро-2», по-видимому, под кодовым названием D6 КГБ, как полагают, была построена для связи между стратегическими учреждениями и позволяют провести эвакуацию высокопоставленных сотрудников в случае ядерного удара.

Её существование никогда не было официально подтверждено, но диггеры утверждали, что они нашли вход в систему в 1994 году.

21. Пассажиры в московском метро могут пользоваться бесплатным Wi-Fi.

Пассажиры в московском метро могут пользоваться бесплатным Wi-Fi

22. Через 80 лет после открытия подземка перевозит до 9 млн человек в день. Это один из самых высоких показателей в мире.

Через 80 лет после открытия подземка перевозит до 9 млн человек в день

23. Согласно планам по расширению, к 2020 году она станет четвертым крупнейшим метрополитеном мира после Сеула, Шанхая и Пекина.

23 факта из истории московском метро, многие из которых поражают

Схема развития московского метрополитена до 2020 года.

Посмотрите еще…

Как представляли себе наше время в 1960-м: советский диафильм

ЗАБРАТЬ ПРОСМОТРЕННЫЙ ПОСТ СЕБЕ И ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ