100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

21. «Гитлер на митинге нацистской партии». Генрих Гофман. 1934 год.

"Гитлер на митинге нацистской партии". Генрих Гофман

Автор этого снимка — Генрих Хоффманн вступил в нацисткую партию в 1920 году и впоследствии стал личным фотографом и доверенным лицом Гитлера, а также нацистским политиком и издателем. Фотографии Хоффмана были важной частью пропагандистской кампании Гитлера, чтобы представить себя и нацистскую партию как значительное массовое явление.

Он получал гонорары за все виды использования изображения Гитлера, даже на почтовых марках, что сделало его миллионером в Третьем Рейхе. После Второй мировой войны его судили и приговорили к четырем годам тюремного заключения за пропаганду нацизма и войны.

Нигде Хоффманн не сделал это лучше, чем на фотографии 30 сентября 1934 года, где на строго симметричной картине на фестивале урожая в Бюккеберге, где фюрер как Мефистофель оказывается в центре грандиозной вагнеровской фантазии о поклонении.

Снимая эту и многие другие феерии, Хоффманн, который сделал более 2 миллионов фотографий своего босса, подпитал огромную пропагандистскую машину режима и распространял его демоническую мечту. Такие фото были везде в гитлеровском рейхе, делая арийство достойным богоподобного поклонения.

Гофман, кстати познакомил фюрера и с Евой Браун, ассистенткой своего фотоателье.

Униженная проигрышем в Первой мировой войной, репарациями и Великой депрессией нация, стремившаяся вернуть себе чувство собственного достоинства, сплотилась вокруг образов Гитлера и его, казалось бы, непобедимых соратников, воевавших за правду. Искусно выполненная пропаганда Хоффмана — свидетельство способности фотографии манипулировать народами и ввергать их в войну.

Кстати, теперь архив Генриха Гофмана хранится в фондах киностудии «Мосфильм». В мае 1945 года советские войска нашли эти фотографии в одной из канцелярий третьего рейха. В огромных кожаных мешках хранились сотни альбомов Гитлера.

22. «Мать-мигрантка». Доротея Ланж. 1936 год.

"Мать-мигрантка"

Фотография, сделавшая больше, чем какая-либо другая, показав человеческую цену Великой депрессии, получилась чудом. Автор проехала после вывески «Лагерь сборщиков гороха» в Нипомо, к северу от Лос-Анджелеса еще 20 миль. Но что-то тревожило фотографа из Администрации защиты фермеров  правительства США, и она вернулась.

В лагере Хобокен, уроженец Нью-Джерси, Ланж заметила Фрэнсис Оуэнс Томпсон и поняла, что она оказалась в нужном месте. «Я увидела голодную и отчаявшуюся мать в маленькой навесной палатке и подошла к ней, как будто меня притягивал магнит», — писал позже Ланж.

Урожай на ферме замерз, и у бездомных сборщиков не было  работы, поэтому 32-летняя Томпсон продавала шины от своей машины, чтобы купить еду, вдобавок к пойманным детьми птицам. Всю работу фотографом двигало стремление повлиять снимками на социальные и политические реформы в стране. Ланж сделала шесть фотографий своей камерой Graflex 4×5, позже написав: «Я знала, что записала суть своего задания».

После этого Ланж сообщила властям о тяжелом положении тех, кто находился в лагере, и они прислали 20 000 фунтов еды. Из 160 000 изображений, сделанных Ланж и другими фотографами для Администрации защиты фермеров, «Мать-мигрантка» стала самой яркой картиной Великой депрессии. Через интимный портрет цены, которую платит вся страна, Ланж показала икону страдающей нации.

23. «Падающий солдат» («Смерть республиканца»). Роберт Капа. 1936 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Роберт Капа сделал свою оригинальную фотографию на гражданской войне в Испании, даже не глядя в видоискатель. Этот снимок считается одним из лучших когда-либо сделанных военных фотографий и первой, показывающей смерть на поле боя в движении.

Капа сказал в радиоинтервью 1947 года, что он находился в окопах с республиканскими ополченцами. Мужчины выскакивали на верх и шли в атаку, стреляя из старых винтовок по пулемету солдат Франциско Франко. Каждый раз ополченцев расстреливали. Во время одной из таких атак Капа поднял камеру над головой и щелкнул затвором. В результате получилось карточка, полная драматизма и движения, на которой застреленный солдат падает назад.

В 1970-х годах, спустя десятилетия после того, как картина была опубликована во французском журнале Vu and LIFE, южноафриканский журналист по имени О. Д. Галлахер заявил, что Капа сказал ему, что изображение было инсценировано. Но никакого подтверждения этому так и не было представлено, и большинство полагает, что этот снимок — подлинная откровенная фотография убитого испанского ополченца.

Фотография Капы подняло военную фотожурналистику на новый уровень задолго до того, как журналисты были официально включены в боевые части, показывая, насколько важно фотографам быть в центре событий.

24. «Плотина Форт-Пек в Монтане». Маргарет Бурк-Уайт. 1936 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Маргарет Бурк-Уайт была первой женщиной-фотожурналистом, первой женщиной-военным фотожурналистом, единственным иностранным фотографом в СССР на момент начала войны и первой из иностранцев, кто снимал Сталина. Маргарет всегда находилась там, где должен находится фотожурналист — там, где творится история.

Он должен был быстро стать самым влиятельным новостным и фотографическим журналом своего времени, и в дебютном номере LIFE за ноябрь 1936 года с гордостью было объявлено, что он будет освещать истории огромного масштаба и сложности с уникальной визуальной точки зрения.

Издатель Генри Люс подумал, что что может быть лучше, чем его козырь — фотограф журнала Маргарет Бурк-Уайт снимет главный рассказ LIFE о строительстве плотины Форт-Пек в Монтане? Там, на обложке с замковой структурой и фоторепортажем внутри, Бурк-Уайт использовала фото, чтобы придать визуального восприятия статье о самой большой в мире земляной плотине.

Обложка Бурк-Уайт стала определяющим образом журнала, который в свою очередь помог определить стиль фотожурналистики и задать тон для других великих фотографов LIFE. Как сказал ее коллега Карл Миданс, великий военный фотожурналист, влияние Бурк-Уайт на них «трудно поддается вычислению».

Фотография дамбы, напечатанная на обложке журнала, впоследствии была использована на американских почтовых марках.

25. «Катастрофа дирижабля «Гинденбург». Сэм Шер. 1937 год.

Катастрофа дирижабля «Гинденбург»

Немецкий пассажирский цеппелин LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1936 году и стал самым большим в мире из созданных до того времени дирижаблей. Он совершал перелеты между Европой и Америкой, позволяя респектабельным пассажирам в полном комфорте осуществлять продолжительно путешествие.

Прибытие этих кораблей стало новостью, поэтому Сэм Шер из службы International News Photos 6 мая 1937 года ждал под дождем на военно-морской авиабазе Лейкхерст, штат Нью-Джерси, ждал тот дирижабль. Внезапно при посадке огромное воздушное судно загорелось и рухнуло на землю, сгорев дотла за 34 секунды.

На его борту находилось 97 человек — 61 член экипажа и 36 пассажиров. В результате катастрофы погибло 35 человек на борту дирижабля (13 пассажиров и 22 члена экипажа), ещё 1 рабочий на земле погиб во время пожара.

Крушение «Гин­денбурга» — стало одним из первых крушений, произошедших в прямом эфире.

Шер был одним из почти двух десятков фотографов и операторов кинохроники, которые старались запечатлеть стремительно развивающуюся трагедию. Но именно его образ, с его абсолютной непосредственностью и ужасающим величием, остался самым известным — благодаря его публикации на первых полосах по всему миру и в журнале LIFE. Более чем через три десятилетия это фото использовали на обложке первого альбома рок-группы Led Zeppelin.

Катастрофа помогла положить конец эпохе дирижаблей, а яркая фотография Шера продолжает служить предостережением о том, что человек склонен ошибаться и это может привести к смерти и разрушению.

26. «Кровавая суббота». Ван Сяотин (также известный как Х. С. Вонг). 1937 год.

"Кровавая суббота" Ван Сяотин (Х.С. Вонг)

«Кровавая суббота» была опубликована осенью 1937 года, и менее чем за месяц увидели более 136 миллионов людей. На фотографии изображён китайский ребёнок, плачущий на руинах Южного железнодорожного вокзала Шанхая, фотография стала культурной иконой, демонстрирующей жестокость японцев во время войны в Китае.

Снимок был сделан спустя несколько минут после авиабомбардировки Шанхая. Фотограф Hearst Corporation, Ван Сяотин (также известный как Х.С. Вонг) по прозвищу «Кинохроника», не знал ни имени, ни даже пола раненого ребёнка, чья мать лежала мертвой неподалеку. Фотография в своё время вызвало явное недовольство западного мира в отношении насилия со стороны Японии в Китае. Журналист Гарольд Айзекс назвал фотографию «одной из самых успешных „пропагандистских“ примеров всех времен».

В то время многие американцы опасались вступать в конфликт на территории, которая казалась далекой и чужой — В Азии. Мир не обращал внимания на жертв японцев, пока они не увидели последствия атаки их бомбардировщиков 28 августа.

Но это изображение раненого, беспомощного младенца было отправлено в Нью-Йорк и показано в кинохрониках Херста, газетах и ​​журнале Life — самой широкой аудитории, которую тогда могла бы иметь фотография. Для многих боль младенца представляла бедственное положение Китая и кровожадность Японии, а фотография, получившая название «Кровавая суббота», превратилась в одну из самых ярких новостных картинок всех времен.

Это фото Ван Сяотина побудила США, Великобританию и Францию ​​официально выразить протест против нападения Японии на Китай и помогла изменить настроения Запада в пользу вступления в то, что позже станет Великой Второй мировой войной.

27. «Уинстон Черчилль». Юсуф Карш. 1941 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

В начале 1941 года Британия противостояла Гитлеру одна. К тому времени Польша, Франция и большая часть Европы пали под натиском нацистских войск, и только пилоты, солдаты и моряки крошечной страны вместе с солдатами Британского Содружества сдерживали тьму. Уинстон Черчилль был полон решимости, что свет Англии не потухнет. В декабре 1941 года, вскоре после того, как японцы напали на Перл-Харбор и Америка была втянута в войну, Черчилль посетил канадский парламент в Оттаве, чтобы поблагодарить Канаду и союзников за их помощь.

Черчилль не знал, что Юсуфу Каршу было поручено сделать его портрет после выступления, и когда он вышел и увидел канадского фотографа армянского происхождения, он спросил: «Почему мне не сказали?» Затем Черчилль закурил сигару, затянулся и сказал фотографу: «Вы можете сделать одно фото».

Когда Карш приготовился, Черчилль отказался отложить сигару дым от которой портил обект съемки. «Простите меня, сэр», — сказал фотограф и вырвал сигару у него изо рта. Пока Черчилль пребывал в изумленном состоянии, Карш успел добежать до камеры и сделать снимок. «К тому времени, когда я вернулся к своей камере, он выглядел настолько агрессивным, будто хотел сожрать меня. Именно этот момент попал на снимок». Потом Черчилль улыбнулся и сказал: «Вы можете сделать еще одну» и пожал Каршу руку, сказав ему: «Вы можете заставить даже рычащего льва стоять на месте, чтобы его сфотографировать».

Результат приручения льва Каршем — один из самых широко тиражируемых изображений в истории и переломный момент в искусстве политического портрета. Именно фотография Карша с бульдогом Черчиллем — сначала опубликованная в американской ежедневной газете PM, а затем и на обложке журнала LIFE — позволила современным фотографам делать честные, даже критические изображения политических лидеров.

«Портрет Уинстона Черчилля изменил мою жизнь. Я понимал, что это важная фотография, но и мечтать не мог, что она станет одной из самых тиражируемых в истории», — вспоминал автор снимка. Фотография премьера принесла ему мировую славу и… сто долларов. Позже в 2000-е годы она украсила 5-фунтовую банкноту Великобритании.

28. «Горе». Дмитрий Бальтерманц. 1942 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Уроженец Польши, чья семья в 1915 году переехала в Москву, Дмитрий Бальтерманц планировал стать учителем математики, но вместо этого влюбился в фотографию. Как раз когда началась Вторая мировая война, ему позвонило начальство из советской газеты «Известия» (видимо из-за знаний польских реалий и языка), где он числился нештатным репортером-фотолюбителем: «Наши войска завтра переходят границу. Готовьтесь снимать присоединение Западной Украины!».

Этого нет в тексте Time: Фото вышли настолько хорошими (они не сохранились), что Дмитрия пригласили работать в штате «Известий» и стать профессиональным фотожурналистом. По воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием судьбоносного решения Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени — душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Продолжение текста Time: В то время СССР считал нацистскую Германию своим союзником. Но после того, как Адольф Гитлер вторгся в Советский Союз, миссия Бальтерманца также изменилась. Освещая то, что в СССР называли Великая Отечественная война, он запечатлел мрачные виды усыпанных телами дорог и солдат, наслаждающихся редким отдыхом.

В январе 1942 года он попал в недавно освобожденную Керчь в Крыму, где двумя месяцами ранее нацистские эскадроны смерти собрали в городе 7000 евреев. «Выгоняли целыми семьями — женщин, стариков, детей, — вспоминал Бальтерманц годы спустя. «Они всех загнали в противотанковый ров и расстреляли».

Там Бальтерманц наткнулся на печальное, забитое трупами поле, в котором в последний момент мольбы замерзли протянутые конечности и старых, и молодых. Некоторые из собравшихся горожан завыли, широко раскинув руки. Остальные сгорбились в приступах горя.

Однако эти картины массовых нацистских убийств на советской земле были слишком откровенными для руководителей его страны, которые опасались отображать страдания своего народа. Как и многие другие фотографии Бальтерманца, эта была подвергнута цензуре. Ее начали показывать за рубежом на выставках в 1960-е годы. В СССР фотография была показана только в 1975 году во время празднования 30-летия Победы. Этот снимок Бальтерманца позволил поколениям русских сформировать коллективную память о своей великой войне.

«Вы делаете свою работу как можно лучше, — мрачно заметил автор фото, — и когда-нибудь это всплывет на поверхность».

Этого нет в тексте Time:

О расстрелянных в Багеровском рву поэт и военный журналист Илья Сельвинский написал стихотворения «Я это видел!» и «Керчь»:

Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел. Своими глазами.
Понимаете? Видел. Сам.
Вот тут дорога. А там вон — взгорье.
Меж ними вот этак — ров.
Из этого рва поднимается горе.
Горе без берегов.
Под утро мы увидели долину
Всю в пестряди какой-то. Это были
Расползшиеся за ночь мертвецы.

Дмитрий был аристократом по воспитанию и дворянином по рождению Он родился в Варшаве, которая тогда еще была частью Российской империи, в семье офицера царской армии Григория Столовицкого. Когда мальчику было три года, родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца.

29. «Американская готика». Гордон Паркс. 1942 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Гордон Паркс — афроамериканский фотограф, режиссер и писатель, чье искусство стало одним из первых шагов в борьбе за равные права для разных этнических групп в Соединенных Штатах Америки. И он умел показать в своих фотографиях то, чего тогда не видели другие. Его работы — это размышление об Америке середины ХХ столетия с использованием аристотелевской поэтики, согласно которой искусство служит для лучшего понимания реальности.

Будучи 15-м ребенком в семье, Гордон Паркс знал что такое бедность. Но он не испытывал яростного расизма, пока не приехал в Вашингтон в 1942 году.

Паркс, который впоследствии стал первым афроамериканским фотографом в LIFE, был ошеломлен. «Белые рестораны заставляли меня ходить через черный ход. Белые театры даже не пустили меня на порог», — вспоминал он.

Не желая принимать это, Паркс искал среди афроамериканцев старшего возраста, чтобы задокументировать, как они справляются с такими повседневными унижениями, и наткнулся на Эллу Уотсон, которая работала уборщицей в здании, где он проходил стажировку в Вашингтоне. Она рассказала ему о своей жизни, полной борьбы, об отце, убитом толпой линчевателей, о застреленном муже.

Он фотографировал Уотсон, пока та просто проживала свой день, и кульминацией этой серии стала его «Американская готика», явная пародия на культовую живописную картину Гранта Вуда от 1930 года. Кстати, и сама картина считается пародией, сатирой на сельскую жизнь маленьких американских городков и ее обитателей.

Фото Паркса стало обвинением повседневного обращения с афроамериканцами, подчеркнув неравенство в «стране свободных», и стало символом жизни в Америке, где еще не было гражданских прав для всех. «Что должна была сделать камера, так это разоблачить зло расизма, — заметил позже Паркс, — показывая людей, которые больше всего пострадали от него».

30. «Бетти Грейбл». Фрэнк Повольни. 1943 год.

"Бетти Грейбл" Фрэнк Повольни

Елена Троянская, мифическая героиня «Трои», из-за которой началась Троянская война, ничего не знала о Бетти Грейбл из Сент-Луиса. Но, как ни странно, у этих женщин есть общее — они стали символами войны.

Платиновая блондинка, голубоглазая голливудская звезда 30-40-х годов XX века вдохновляла американских солдат, моряков, летчиков и морских пехотинцев на спасение мира от Гитлера и его союзников. И в отличие от Елены, Бетти представляла собой живую «девушку из плоти и крови».

Фрэнк Повольни случайно привел Бетти в армию. Фотограф киностудии 20th Century Fox, он делал рекламные снимки актрисы для фильма «Милая Рози О’Грэйди» 1943 года, когда она согласилась сняться в обтягивающем купальнике спиной (назовем это так) на камеру.

Студия превратила эту застенчивую позу в одну из самых первых фотографий кинозвезды, и вскоре войска стали запрашивать 50 000 копий каждый месяц. Мужчины брали Бетти, куда бы они ни шли, прикрепляя ее плакат к стенам казарм, рисовать ее на фюзеляжах бомбардировщиков и прикреплять ее фото размером 2 на 3 рядом с их сердцами.

До Мэрилин Монро улыбка и ноги Бетти, которые, как говорят, были застрахованы на миллион долларов в Lloyd’s of London, сплотили бесчисленное количество тоскующих по дому молодых людей в борьбе за свою жизнь (включая молодого Хью Хефнера, который назвал ее источником вдохновения для создания журнала Playboy).

«Я должна быть девушкой рядового мужчины», — сказала Грейбл, которая подписывала сотни своих картинок каждый месяц во время войны. «Также как это должна быть война обычного человека».

31. «Еврейский мальчик сдается в Варшаве». Неизвестный автор. 1943 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Испуганный мальчик с поднятыми руками в центре этой фотографии был одним из почти полумиллиона евреев, согнанных в варшавское гетто — район, созданный нацистами, наполненный голодом и смертью. Начиная с июля 1942 года немецкие оккупанты начали отправлять в концентрационные лагеря около 5000 жителей Варшавы в день.

Когда стало известно об истреблении, жители гетто создали отряд сопротивления. «Мы считали себя еврейским подпольем, судьба которого была трагедией», — писал его молодой лидер Мордехай Анелевич. «Наш час настал без всяких признаков надежды или спасения». Этот час наступил 19 апреля 1943 года, когда нацистские войска пришли забрать оставшихся евреев.

Плохо вооруженные партизаны сопротивлялись, но в конечном итоге их восстание было подавлено немецкими танками и огнеметами. Когда всё закончилось 16 мая, 56 000 выживших были приговорены к казни или депортации в концентрационные и трудовые лагеря.

Генерал-майор СС Юрген Штруп так гордился своей работой по зачистке гетто, что создал отчет Штрупа — альбом в кожаном переплете, 75 страниц которого включают подробный список трофеев, отчеты о ежедневных убийствах и десятки душераздирающих фотографий таких, как этот мальчик с поднятыми руками.

Эта коллекция доказала показала силу фотографии как документального свидетельства. На процессе по делу о военных преступлениях в Нюрнберге этот фотоальбом стала ключевым доказательством против Штрупа и привела к тому, что в 1951 году он был повешен возле того самого гетто. Холокост породил множество ярких изображений. Но ни одна из них не имела такой силы юридических доказательств ,как это изображение сдающегося мальчика.

Ребенок, личность которого так и не была установлена, стал олицетворением 6 миллионов беззащитных евреев, убитых нацистами.

32. «Критик». Виджи. 1943 год.

"Критик" Виджи

Артур Феллиг прекрасно разбирался в несправедливости жизни. Он родился в городе Золочев,  в тот момент в Австро-Венгерской провинции Галиция (в настоящее время этот город находится в Львовской области Украины) и вырос на песчаных улицах Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка, куда он прибыл с родителями в 09-летнем возрасте. Феллиг стал известен под прозвищем Виджи — фонетический вариант Уиджа (Ouija — доска для спиритических сеансов вызова душ умерших с нанесёнными на неё буквами алфавита) — за его сверхъестественную способность делать прекрасные фотографии.

Часто они стилически напоминали нуар — фильмы-детективы тех лет, только его героями были обитатели ночного Нью-Йорка. В 1943 году Уиджи обратил ослепительную вспышку своей камеры Speed ​​Graphic на социальное и экономическое неравенство, сохранявшееся после Великой депрессии.

Он отправил своего помощника Луи Лиотту в Бауэри в поисках пьяной женщины. Тот нашел подходящую и отвел ее в Метрополитен-опера, где отмечали бриллиантовый юбилей театра. Затем Лиотта поставила женщину у входа.

Тут появились две богатые женщины, которые регулярно украшали светскую хронику. Когда светские львицы в тиарах и мехах прибыли на оперу, Виджи дал Лиотте сигнал выпускать пьянчужку. «Это было похоже на взрыв», — вспоминала Лиотта. «Я думал, что ослеп от трех или четырех вспышек». Этой вспышкой Уиджи запечатлел резкое сопоставление баснословного богатства и ужасающей бедности, и заодно создал стиль, который десятилетия спустя назвали папарацци.

Фотография появилась в журнале Life под заголовком «Модные люди». То, что позже выяснилось, что «Критик» был поставочным фото, мало ослабило его влияние на развитие фотоискусства.

33. «День «Д» (Высадка в Нормандии, D-Day)». Роберт Капа. 1944 год.

"D-Day" Роберт Капа

Это было вторжение ради спасения цивилизации, и там был Роберт Капа из LIFE, единственный фотограф, который вместе с 34 250 солдатами высадился на пляж Омаха в Нормандии на севере Франции в июне 1944 года.

Его фотографии, наполненные резким движением из самого эпицентра, дали публике взгляд американского солдата на опасность войны. Солдатом в данном случае был рядовой первого класса Хьюстон Райли, который после того, как нацисты обстреляли его десантный корабль, прыгнул в воду так глубоко, что ему пришлось идти по дну, пока он не перестал задерживать дыхание.

Когда он всплыл на поверхность, Райли стал мишенью для орудий и артиллерийских снарядов, косящих его товарищей. 22-летний солдат добирался до берега Нормандии только через полчаса. Капа сфотографировал его в волнах прибоя, а затем с помощью какого-то сержанта помог Райли встать.

Позже тот вспоминал, что тогда подумал: «Что, черт возьми, этот парень здесь делает? Я не могу в это поверить. Фотограф среди этого всего». Капа провел полтора часа под обстрелом, пока вокруг него погибли люди. Затем курьер доставил его четыре рулона пленки в лондонский офис LIFE, и генеральный менеджер журнала остановил печатные машины, чтобы поместить их в выпуск от 19 июня.

Однако большая часть пленки были испорчены, и сохранились только некоторые кадры. Остальные изображения оказались зернистыми и нечеткими, что только сделало их лучше. В них есть неистовое ощущение движения, происходящего — качество, которое стало определять нашу коллективную память об этой эпической битве.

Как позже вспоминал Стивен Спилберг именно фотографии Капы вдохновили его на сцены высадки в Нормандии из фильма «Спасти рядового Райана».

34. «Поднятие флага на Иводзиме». Джо Розенталь. 1945 год.

"Поднятие флага на Иводзиме" Джо Розенталь

Это всего лишь частичка острова в 760 милях к югу от Токио, вулканическая куча, которая преградила путь союзникам к Японии. Американцы нуждались в Иводзиме в качестве авиабазы, но японцы там здорово укрепились.  Войска высадились на остров 19 февраля 1945 года, начав месяц боев, унесших жизни 6800 американцев и 21000 японцев.

На пятый день сражения морские пехотинцы захватили гору Сурибачи. Вскоре на ней был поднят американский флаг, но командующий призвал поставить там большой флагшток и крупное полотнище, отчасти чтобы вдохновить своих солдат, отчасти чтобы деморализовать противника.

Фотограф Associated Press Джо Розенталь поднял свою громоздкую камеру Speed ​​Graphic наверх горы, и, когда пятеро морских пехотинцев и моряков готовились поднять «звездно-полосатый», Розенталь отступил, чтобы получить более точный кадр, и чуть не упал со склона ,но удержался и сделал кадр.

Двумя днями позже фотография Розенталя была размещена на первых полосах газет в США, где ее быстро восприняли как символ единства нации в долгой войне. Фото, принесшее Розенталю Пулитцеровскую премию, вызвала такой резонанс, что его превратили в почтовую марку и отлили в виде 100-тонного бронзового памятника.

35. «Знамя Победы над Рейхстагом». Евгений Халдей. 1945 год.

«Знамя Победы над Рейхстагом» Евгений Халдей

«Это то, чего я ждал 1400 дней», — признавался советский фотограф Евгений Халдей. Свой всемирно известный снимок военный корреспондент сделал 2 мая 1945 года. К тому моменту в Берлине уже закончились уличные бои, и город был полностью занят советскими войсками.

Халдей попросил первых солдат, которые встретились ему, это были бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, запечатленное на снимке, Евгений Халдей привез с собой. Любопытно, что оно было сшито из красной скатерти, которую фотограф «позаимствовал» в один из приездов в Москву в столовой «Фотохроники».

Глядя в камеру, Халдей знал, что у него получился снимок, на который он надеялся: «Я был в эйфории». В печати Халдей драматизировал изображение, усилив дым и затемнив небо — даже вычеркнув часть негатива — чтобы создать романтизированную сцену, которая была отчасти реальностью, отчасти выдумкой и полна патриотизмом.

Изображение, опубликованное в российском журнале «Огонек», мгновенно стало иконой пропаганды. И неудивительно. Флаг, торчащий из сердца врага, возвеличивал благородство коммунизма, провозглашал Советы новыми властителями мира.

Известна история с ретушированием этой фотографии. У одного из бойцов — Абдулхакима Исмаилова, который поддерживал Алексея Ковалёва, на руке было двое часов. В редакции посчитали, что это может послужить основанием для обвинения в мародёрстве, и фотограф перед публикацией удалил одни часы при помощи иглы.

36. «Грибовидное облако над Нагасаки». Лейтенант Чарльз Леви. 1945 год.

"Грибовидное облако над Нагасаки". Лейтенант Чарльз Леви

Атомная бомба по кличке «Маленький мальчик» уничтожила Хиросиму, а «Толстяк» разрушил Нагасаки. В результате взрыва поднялся столб радиоактивной пыли и обломков высотой 45 000 футов. «Мы видели, как этот большой шлейф поднимался в небо», — вспоминал лейтенант Чарльз Леви, который был сбит с ног от удара 20-килотонного оружия.

«Он был пурпурным, красным, белым, всех цветов — что-то вроде кипящего кофе. Выглядел живым. Затем офицер сделал 16 фотографий ужасной силы нового оружия, которое унесло жизнь около 80 000 человек в городе на реке Ураками.

Шесть дней спустя императора Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Власти подвергли цензуре фотографии разрушений в городах от этих бомб, но изображение Леви — единственное, которое показало полный масштаб грибовидного облака с воздуха — было широко распространено. Эффект сформировал американское мнение в пользу ядерной бомбы, побудив страну праздновать атомный век и еще раз доказав, что историю пишут победители.

37. «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square). Альфред Эйзенштадт. 1945 год.

"День Победы над Японией на Таймс-сквер" Альфред Эйзенштадт

Когда 14 августа 1945 года закончилась Вторая мировая война, фотографу Альфреду Эйзенштадту оказался в радостной суматохе Таймс-сквер, где и сделал случайный снимок, которому суждено было стать культовым.

В его кадр попал моряк, который узнал об окончании войны с Японией. «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился.

И тут, внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру», — позднее рассказывал фотограф. Спустя неделю снимок Эйзенштадта был опубликован в журнале Life, где занял целую страницу. Кадр стал культовым, а для многих американцев превратился в символ мира.

«Люди говорят мне, что даже когда я уже буду на небесах, — говорил Айзенштадт, — они будут помнить эту фотографию».

38. «Ганди и его прялка». Маргарет Бурк-Уайт. 1946 год.

"Ганди и его прялка", Маргарет Бурк-Уайт

«Отказ от насилия – кредо Ганди, а прялка – идеальное оружие», – Маргарет Бурк-Уайт.

Когда британцы держали Мохандаса Ганди в заключении в тюрьме Йеравда в Пуне, Индия, с 1932 по 1933 год, лидер националистов прял там нить с помощью чаркхи, переносного прялки. Эта практика превратилась из источника личного комфорта во время плена в пробный камень кампании за независимость, когда Ганди побуждал своих соотечественников изготавливать свои собственные домотканые ткани вместо покупки британских товаров.

К тому времени, когда Маргарет Бурк-Уайт приехала в резиденцию Ганди для написания статьи о лидерах Индии, прядение было настолько связано с личностью Ганди, что его секретарь Пьярелал Найяр сказала Бурк-Уайту, что ей нужно изучить ремесло, прежде чем фотографировать Ганди.

Фотография Бурк-Уайт, на которой Ганди читает новости вместе со своей чаркхой, никогда не появлялась в статье, для которой она была сделана. Но менее чем через два года она была опубликована после убийства Ганди.

Вскоре Ганди превратился в неизгладимый образ убитого символа гражданского неповиновения, победившего  гораздо более технически оснащенную и вооруженную силу.

39. «Дали анатомикус». Филипп Халсман. 1948 год.

«Дали анатомикус». Филипп Халсман

Филиппа Халсмана называют родоначальником сюрреализма в фотографии. Его знаменитая серия «Прыжок» стала классикой фотоискусства. В нее вошло более 200 портретов известных людей, совершавших в кадре прыжки.

Одним из героев серии стал Сальвадор Дали. Работа над кадром «Дали анатомикус» заняла у Халсмана шесть часов. Мольберт и картина были подвешены на леске к потолку, стул на переднем плане держала жена фотографа, а двое ассистентов подкидывали кошек и выплескивали ведро воды.

«Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», — объяснял выбор темы фотографий Филипп Халсман.

40. «Малыш откланялся». Нат Файн. 1948 год.

"Малыш откланялся". Нат Файн

В Америке его считают величайшим игроком в мяч из всех, но к 1948 году Бэйб («Малыш») Рут выбыл из игры уже как десять лет и боролся с неизлечимой формой рака. Когда обожаемый болельщиками «Бамбино» (Малыш по итальянски) стоял перед огромной толпой 13 июня 1948 года, чтобы отпраздновать серебряную годовщину стадиона команды «Янки», было ясно, что это прощание.

Нэт Фейн из New York Herald Tribune был одним из десятков фотографов, стоявших вдоль первой базовой линии. Но когда звук «Auld Lang Syne» заполнил стадион, Фейн «почувствовал» и пошел за Рутом, где и увидел гордого спортсмена, опирающегося на биту, а его тонкие ноги демонстрировали ущерб, нанесенный болезнью его телу.

С этого момента Фейн уловил почти мифическую роль, которую спортсмены играют в нашей жизни — даже будучи физически слабыми, они олицетворяют силу духа.

Два месяца спустя Рут умер, а Фейн получил Пулитцеровскую премию за это фото. Это была первая награда для спортивного фотографа, придавшая импульс для развития этой отрасли репортажной фотографии.

Продолжение на следующей странице…