100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

61. «Восход Земли». Уильям Андерс, NASA. 1968 год.

"Восход Земли" Уильям Андерс

Строго говоря, на большей части Луны нет восходов и заходов Земли — Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной. Но есть участки Луны (края, относительно наблюдателя с Земли: около 20% поверхности), на которых происходят восходы и закаты Земли с периодичностью около 30,5 земных суток.

Для корабля, обращающегося вокруг Луны по достаточно низкой околокруговой орбите, Земля восходит и заходит во время каждого оборота.

Когда дело доходит до первого истинного осознания человечеством красоты, хрупкости и одиночества нашего мира, мы знаем точное время появления этого чувства. Это было 24 декабря 1968 года, ровно через 75 часов 48 минут и 41 секунду после того, как космический корабль «Аполлон-8» стартовал с мыса Канаверал и стал первой пилотируемой миссией на орбите Луны.

Астронавты Фрэнк Борман, Джим Ловелл и Билл Андерс вышли на лунную орбиту в канун Рождества. В начале четвертого из 10 витков Уильям (Билл — это уменьшительное имя для Уильям) Андерс, глядя в иллюминатор, заметил необычное бело-голубое пятно, поднимающееся над простирающейся до горизонта серостью лунной поверхности.

Это был первый восход Земли – явление никогда ранее не наблюдавшееся человечеством.

Вот видео NASA с точностью до секунды воспроизводящее то, что увидели тогда члены экипажа «Аполлон 8».

Позже Андрес вспоминал: «Вдруг мы неожиданно увидели этот объект по имени Земля. Это был единственный цветной объект во Вселенной».

«Боже мой! Посмотри на вид! Вот приближается Земля. Вау, это красиво!», — воскликнул Андерс. Борман увидев, что Андерс собирается сфотографировать Землю, иронично пошутил: «Эй, не делай этого, это не по плану». Съёмка Земли не входила в планы учёных, разрабатывающих научную программу для астронавтов «Аполлон-8». После ироничной реплики Бормана, Андерс посмеявшись над шуткой командира, сделал единственный снимок восходящей Земли на чёрно-белую плёнку.

Сразу после того, как был сделан этот снимок, Андерс попросил пилота командного модуля Джеймса Ловелла, который находился на своём рабочем месте и занимался навигацией корабля, дать ему кассету с цветной плёнкой: «Цветная плёнка у тебя, Джим? Дай мне плёнку с цветом, быстро, пожалуйста?». Ловелл поддержав идею, спросил: «Где она?». Андерс его торопил, подсказывая, что кассета помечена цветной маркировкой.

Найдя одну кассету, Ловелл отметил, что это плёнка «C 368» (имелась ввиду цветная плёнка SO-368, «эктахром» от компании Eastman Kodak Company). Андерс настаивал: «Что угодно. Быстро». Сразу после передачи Ловеллом плёнки Андерсу, последний понял, что Земля вышла из обзора бокового иллюминатора. При этом Андерс произнёс: «Так, я думаю мы упустили момент».

В это время, из-за вращения космического корабля, Землю уже можно было наблюдать через правый стыковочный иллюминатор и иллюминатор входного люка. Ловелл подсказал Андерсу откуда можно сделать снимок. Андерс, попросив Ловелла отодвинуться, сделал свой знаменитый снимок (AS08-14-2383 в каталоге фотографий NASA) через иллюминатор входного люка.

«Получилось?», — спросил Ловелл. «Ага», — ответил Андерс. Это изображение — первое полноцветное изображение нашей планеты с другой стороны помогло запустить экологическое движение. И, что не менее важно, оно дало людям почувствоать и осознать, что в холодном и суровом космосе у нас есть дом.

62. «Мальчик-альбинос, Биафра». Дон Маккалин. 1969 год.

"Мальчик-альбинос, Биафра" Дон Маккалин

«Это одна из моих самых непристойных фотографий», – Дон МакКуллин.

Мало кто помнит Биафру, крошечную западноафриканскую страну, которая отделилась от южной Нигерии в 1967 году и была захвачена обратно менее чем через три года. Многие люди в мире узнали о масштабах этой краткой борьбы из фотографий массового голода и болезней, унесших жизни, возможно, миллионов.

Ни одна из них не оказался столь сильной, как фотография 9-летнего ребенка-альбиноса, сделанная британским военным фотографом Доном МакКаллином. «Быть ​​голодной биафранской сиротой означало оказаться в весьма плачевном положении, но быть голодным альбиносом -биафранцем — оказаться в положении, не поддающемся описанию», — говорил Маккаллин. «Умирая от голода, он все еще оставался среди сверстников объектом остракизма, насмешек и оскорблений».

Эта фотография глубоко повлияла на общественное мнение, заставила правительства принять меры и привела к массовым поставкам по воздуху продуктов питания, медикаментов и оружия. Маккаллин надеялся, что такие резкие изображения смогут «разбить сердца и дух хороших людей».

Хотя общественное внимание в конечном итоге сместилось на другие проблемы, работа Маккаллина оставила неизгладимое наследие: он и другие свидетели конфликта вдохновили на запуск движения «Врачи без границ», которая обеспечивает экстренную медицинскую помощь тем, кто страдает от войн, эпидемий и бедствий.

63. «Человек на Луне». Нил Армстронг, NASA. 1969 год.

"Человек на Луне" Нил Армстронг, NASA

Где-то в Море Спокойствия все еще существует маленькая впадина, в которой Базз Олдрин стоял вечером 20 июля 1969 года. Одна из миллиардов ям, кратеров и оспин на древней поверхности Луны. Но, возможно, это самый неизгладимый след космонавта.

Снимок 1969 года был сделан самим Нилом Армстронгом. Первый человек, ступивший на Луну, запечатлел своего напарника по экипажу корабля «Аполлон-11» — астронавта Базза Олдрина. «В большинстве случаев фотоаппарат был у Нила, а я был объектом этих замечательных съемок, потому что каждый его снимок был просто великолепен», — позднее вспоминал Олдрин. Фотографирование не входило в число приоритетных задач астронавтов, тем не менее снимки стали историческими и остались в памяти человечества.

Олдрин никогда не переживал из-за того, что стал вторым человеком на Луне. Хотя пролетеь так далеко и пропустить эпохальное звание первого человека, которое Нил Армстронг заработал всего за несколько сантиметров и минут — это, согласитесь, обидно.

Но Олдрин получил бессмертие другого рода. Так как именно Армстронг нес 70-миллиметровый фотоаппарат «Хассельблад» экипажа, он сделал все снимки, а это означает, что земляне ясно увидели только второго человека на Луне.

Было мало шансов, что именно это фото станет легендарным. На нем нет Олдрина, спускающегося по трапу лунного модуля, ни его патриотического приветствия американскому флагу. Ничего эпического. Он просто стоит на месте, маленький, хрупкий человечек в далеком мире — мире, который тот час же убил его, сними он хотя бы один предмет своей чрезвычайно сложной одежды.

Его рука неловко согнута — возможно, потому что он взглянул на контрольный список на своем запястье. И Армстронг, выглядящий еще меньше и призрачнее, отражается в его шлеме. Это картина, на которой в каком-то смысле всё сделано неправильно для передачи атмосферы героизма и историчности момента, в итоге все это и передает.

64. «Расстрел в Кентском университете». Джон Пол Фило. 1970 год.

"Расстрел в Кентском университете" Джон Пол Фило

«Я видел, как в этой девушке нарастает напряжение, наконец она закричала, и я нажал на затвор фотоаппарата, среагировав на ее крик», – Джон Пол Фило.

Стрельба в Кентском государственном университете в Огайо длилась 13 секунд. Когда все закончилось, четверо студентов были убиты, девять ранены, и невинность поколения была разрушена. Демонстранты были частью национальной волны студенческих протестов, вызванной вторжением американских войск в Камбодже. Власти объявили об отмене митинга. В университет прибыло подразделение Национальной гвардии Огайо, имевшее приказ разогнать демонстрантов. По неизвестным причинам гвардейцы открыли огонь по толпе.

Когда стрельба прекратилась, а студенты оказались мертвыми на земле, казалось, что война в Юго-Восточной Азии началась прямо тут. Джон Фило, студент и по совместительству новостной фотограф, выразил это чувство в одном снимке,где запечатлел Мэри Энн Веккьо, кричащую и стоящую на коленях над смертельно раненным Джеффри Миллером.

Фотография Фило была размещена на телеканале AP и напечатана на первой странице New York Times. Он выиграл Пулитцеровскую премию и с тех пор этот снимок стал визуальным символом потерянной молодежи. Как написал Нил Янг в песне «Огайо», вдохновленной историей из LIFE с фото Фило: «Приходят оловянные солдатики и Никсон / Мы, наконец, сами по себе / Этим летом я слышу барабаны / Четыре мертвы в Огайо».

65. «Овеваемая ветром Джеки». Рон Галелла. 1971 год.

"Овеваемая ветром Джеки" Рон Галелла

Люди жаждали новостей о Жаклин Кеннеди-Онассис, молодой красавице-вдове убитого президента, вышедшей замуж за греческого магната-судовладельца. Она была публичной фигурой с тщательно охраняемой частной жизнью, что делало ее главной мишенью для фотографов, которые следовали за ней, куда бы она ни пошла. И никто не был так предан поимке бывшей первой леди, как Рон Галелла.

Галелла, один из первых фрилансеров фотографов знаменитостей, создал модель поведения папарацци. Это была слежка и засады, в которые попадали все — от Майкла Джексона и Софи Лорен до Марлона Брандо, который выбил за назойливость Галелле пять зубов.

Но любимым предметом Галеллы был Джеки О., которую он снимал до одержимости. Болезненая фиксация Галеллы заставила его прыгнуть в такси и отправиться по следу Онассис после того, как он заметил ее в Верхнем Ист-Сайде в Нью-Йорке в октябре 1971 года. Водитель просигналил, и Галелла щелкнул затвором, когда Джеки повернулась на звук.

«Не думаю, что она знала, что это я», — вспоминал фотограф, — вот почему она слегка улыбается». Снимок ,названный Галеллой «Моя Мона Лиза», источает беззаботную непосредственность, чем и ценны такие непостановочные фото знаменитостей. «Это была культовая фотография американской аристократический звезды, и она создала жанр», — говорит писатель Майкл Гросс.

Изображение также иллюстрирует размытость границ между добычей новостей для СМИ и личными правами публичной персоны. Джеки, которую возмущало постоянное внимание, дважды привлекала Галеллу к суду и в конце концов добилась запрета на съемки этим фотографом ее семьи.

Что никак не помешало развитию целой индустрии папарацци.

66. «Ужас войны». Ник Ут. 1972 год.

"Ужас войны" Ник Ут

В деревне Чангбанг (вьетнамской провинции Тэйнинь) 8 июня 1972 года шли бои между Вьетконгом и войсками проамериканского южновьетнамского правительства. Мирные жители покинули деревню. Пилот южновьетнамских ВВС по ошибке принял их за вражеских солдат и сбрасил напалмовые бомбы. На фотографии — девятилетняя Ким Фук, визжащая от боли, её старший брат — двенадцатилетний Фан Тхань Там, младший брат — пятилетний Фан Тхань Фуок, двоюродные брат с сестрой Хо Ван Бо и Хо Тхи Тинг.

Фотограф Ассошиэйтед Пресс Ник Ут находился примерно в 25 милях к северо-западу от Сайгона, когда военно-воздушные силы Южного Вьетнама по ошибке сбросили груз напалма на деревню. Снимая кровавую бойню, вьетнамский фотограф увидел группу детей и солдат вместе с кричащей обнаженной девочкой, бегущей к нему по шоссе.

Ут удивился: почему у нее нет одежды? Затем он понял, что она попала под напалм (горючий продукт, применяемый в качестве зажигательных и огнемётных смесей). «Я взял воды и вылил на ее тело. Она кричала: «Слишком жарко! Слишком жарко!». Ут отвез Ким Фук в больницу, где узнал, что она может не пережить ожоги третьей степени, покрывающие 30 процентов ее тела. С помощью коллег он перевел ее в американский госпиталь, что и спасло ей жизнь.

Фотография Ута с очевидными последствиями войны, подчеркнула, что этот конфликт принес больше вреда, чем пользы. Снимок также возродил споры в редакциях медиа о публикациях фотографий с обнаженным телом, что подтолкнуло многие издания, в том числе New York Times, к изменению редакционной политики.

Фотография быстро стала культурным эквивалетном фактов зверств войны во Вьетнаме, дополняя такие снимки как «Пылающий монах» Малкольма Брауна и «Сайгонская казнь» Эдди Адамса. Когда президент Ричард Никсон поинтересовался, не является ли фотография фальшивкой, Ут ответил: «Ужас войны во Вьетнаме, зафиксированный мной, не требует ретуши». В 1973 году Пулитцеровский комитет присудил ему свою премию. В том же году участие Америки в войне во Вьетнаме закончилось.

67. «Мюнхенская бойня». Курт Штумпф. 1972 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

«Насилие неожиданно врывается в нашу жизнь и обезличивает привычный ход событий», – Курт Штрумпф.

Олимпийские Игры – всегда торжество человечности, и в 1972 году Германия принимала Игры, надеясь продемонстрировать демократию и изгнание духа Олимпиады 1936 года, которую проводил Адольф Гитлер. Немцы назвали их «Играми мира и радости», и, как потом вспоминал израильский фехтовальщик Дэн Алон, «участие в церемонии открытия, всего через 36 лет после Берлина, было одним из красивейших моментов в моей жизни».

Службы безопасности тоже расслабились, поддавшись чувству всеобщей гармонии. Наверное поэтому восьмерым членам палестинской террористической группы «Чёрный сентябрь» так легко удалось захватить 5 сентября корпус в олимпийской деревне, где жили израильские олимпийцы. Вооружённые гранатами и штурмовыми винтовками, террористы убили двух членов сборной, взяли девятерых заложников и потребовали выпустить на свободу 234 их соотечественников из израильских тюрем.

Длившееся 21 час противостояние впервые в мире показывалось в прямом эфире, за происходившим следили 900 миллионов человек. Во время осады один из «чёрных сентябристов» вышел на балкон. И фотограф Associated Press Курт Штрумпф сделал этот пугающий снимок безликого террора.

Когда палестинцы пытались бежать, немецкие снайперы открыли по ним огонь, и террористы убили заложников и одного полицейского. И без того напряжённые отношения между арабским миром и Израилем стали ещё хуже, были нанесены удары возмездия по палестинским базам. А снимок Штрумпфа стал отрезвляющим напоминанием о том, как мы стали уязвимы и о том, что в мире больше нет безопасных мест.

68. «Последний бой Альенде». Луис Орландо Лагос. 1973 год.

"Последний бой Альенде" Луис Орландо Лагос

«Я заплачу жизнью за отстаивание дорогих нашему народу принципов», – Сальвадор Альенде.

Сальвадор Альенде был первым демократически избранным главой государства, и при этом марксистом и социалистом. Он трижды посещал Советский Союз с официальным визитом: в 1954-м, в ноябре 1967-го и за полгода до своей гибели, в декабре 1972-го года. Он вступил на пост президента Чили в 1970 году с мандатом на преобразование страны.

Альенде национализировал компании, в том числе и принадлежащие США, превратил поместья в кооперативы, заморозил цены, повысил заработную плату и провел прочие социалистические новации. Экономика тут же пошла на спад, выросла инфляция и недовольство населения.

В конце августа 1973 года Альенде назначил генерала Аугусто Пиночета командующим армией. Восемнадцать дней спустя консервативный генерал организовал переворот. Но Альенде отказался уходить. Вооруженный АК-47 и защищенный только верной охраной, он выступил по радио, когда на заднем плане уже были слышны выстрелы.

Когда президентский дворец в Сантьяго подвергся бомбардировке, Луис Орландо Лагос, официальный фотограф Альенде, запечатлел один из последних моментов его жизни. Вскоре после этой съемки Альенде покончил жизнь самоубийством, хотя многие десятилетия считалось, что он был убит военными.

Опасаясь за свою жизнь, Лагос бежал. Во время почти 17-летнего правления Пиночета 40 000 чилийцев были арестованы, подвергнуты пыткам, убиты или исчезли. В те времена фотография Лагоса публиковалась анонимно. Она получила награду World Press Photo of the Year 1973 года и увековечила Альенде как героя, предпочевшего смерть бесчестию. Лишь после смерти Лагоса в 2007 году люди узнали личность фотографа.

69. «Крушение пожарной лестницы». Стэнли Форман. 1975 год.

"Крушение пожарной лестницы" Стэнли Форман

Стэнли Форман работал в Boston Herald American. 22 июля 1975 года ему позвонили и сообщили о пожаре на Мальборо-стрит. Он прибыл туда и увидел женщину и ребенка на пожарной лестнице пятого этажа.

Пожарный решил им помочь, и Форман решил, что снимает еще одну обычную спасательную операцию. «Внезапно пожарная лестница рухнула», — вспоминал он, и 19-летняя Дайана Брайант и ее 2-летняя крестница Тиаре Джонс полетели по воздуху. «Я снимал как они падали, а потом отвернулся. До меня не сразу дошло, что происходит, и я так не хотел чтобы они разбились. Я до сих пор помню, как отвернулся и задрожал».

Брайант умерла от падения, но ее тело смягчило удар крестницы, которая выжила. Хотя это событие ничем не отличалось от обычных трагедий, которыми полны городские новости, Форман его запечатлел на фотографии.

Используя камеру с моторным приводом, Форман смог зафиксировать ужасный момент от начала падения до выражения лица юной Тиаре. Фотография принесла Форману Пулитцеровскую премию и побудила муниципалитеты по всей стране принять более жесткие правила пожарной безопасности.

Но это не единственнное историческое значение этого снимка. Многие читатели возражали против публикации фотографии Формана, и такие изображения до сих пор остаются поводом для споров о том, когда уместно, а когда нет публиковать столь задевающие чувства изображения.

70. «Восстание в Соуэто». Сэм Нзима. 1976 год.

"Восстание в Соуэто" Сэм Нзима

Мало кто за пределами Южной Африки уделял много внимания апартеиду до 16 июня 1976 года, когда несколько тысяч студентов Соуэто (место для принудительного проживания африканского населения возле столицы ЮАР — Йоханнесбурга) выступили против введения обязательного обучения на языке африкаанс (язык белых жителей страны) в школах своих поселков.

По пути они вбирали в свои толпы ребят из разных местных школ, в том числе 13-летнего Гектора Питерсона. Начались стычки с полицией, и в какой-то момент полицейские применили слезоточивый газ. А когда студенты начали бросать камни, полиция открыла огонь боевыми патронами. «Сначала я сбежал с места происшествия», — вспоминал Сэм Нзима, освещавший акции протеста для The World  — газеты черной общины Йоханнесбурга. «Но потом, придя в себя, я вернулся». Именно тогда Нзима заметил, как Питерсон упал когда началась стрельба.

Нзима продолжал фотографировать как испуганный старшеклассник Мбуиса Махубу поднял безжизненного мальчика и побежал с сестрой Питерсона, Антуанеттой Ситхол. То, что началось как мирный протест, вскоре превратилось в жестокое восстание, унесшее сотни жизней по всей Южной Африке.

Премьер-министр ЮАР Джон Форстер тогда предупреждал: «Это правительство не запугать». Но вооруженные власти были бессильны против фотографии убитого мальчика, сделанной Нзимой, демонстрирующей как южноафриканский режим убивает собственный народ.

Публикация снимка вынудила Нзиму скрываться из-за угроз, но эффект от фото от этого не померк. Внезапно мир больше не мог игнорировать апартеид. Семена международного бойкота ЮАР, санкций и общемировой позиции, которые в конечном итоге свергнет расистскую систему, были посеяны именно этой фотографией.

71. «Лодка без улыбок». Эдвард Адамс. 1977 год.

"Лодка без улыбок" Эдвард Адамс

«Впервые в моей жизни никто не улыбнулся, даже дети«», – Эдди Адамс.

Бедственное положение беженцев легко игнорировать. Они скорее статитстика, чем люди, бегущими из одной далекой страны в другую. Но фотография может разрушить эту иллюзию. Солнце еще не взошло в День Благодарения в 1977 году, когда фотограф Associated Press Эдди Адамс увидел, как рыбацкая лодка, набитая южновьетнамскими беженцами, плыла в сторону Таиланда.

Он был на патрулировании с тайскими морскими пограничниками, когда неуправляемое судно с полусотней человек на борту прибило к берегу после дней, проведённых в море. После того, как американцы ушли из Вьетнама два года тому назад, тысячи беженцев, спасаясь от коммунистов, пытались найти убежище в других странах Юго-Восточной Азии.

Часто их отправляли обратно в море, заставляя плыть в другое место. Адамс пересел в набитую людьми рыбацкую лодку и начал снимать. Времени у него было мало. Тайские власти велели покинуть судно, они опасались, что фотографии вызовут сочуствие к бежеженцам, что вынудит Таиланд впустить их в страну.

В этом они были правы. Адамс передал свои снимки и написал небольшой репортаж об увиденном. Через несколько дней они были широко опубликованы. Снимки были показаны в Конгрессе США, что помогло более чем 200 000 беженцев из Вьетнама въехать в США с 1978 по 1981 год. «Снимки сделали это, — сказал Адамс, — дали этому толчок».

72. «Без названия. Кадр из фильма #21». Синди Шерман. 1978 год.

"Без названия. Кадр из фильма #21" Синди Шерман

В 1977, в возрасте двадцати трёх лет, Синди Шерман начала свою знаменитую серию Untitled Film Stills. Фотографии выглядели как кадры из фильмов, Синди Шерман снимала саму себя, перевоплощаясь в разные образы.

Мы видим вымышленные сцены, которые только имитируют кадры из фильмов. Успех этой серии связан с мнимым многообразием женских ролей, представленных в работах Шерман. Беглянка, секс-бомба, скучающая домохозяйка, женщина-вамп. Шерман мастерски раскрывает стереотипные женские образы и показывает персонажей, которые хоть и выглядят знакомо, но заставляют зрителя додумывать сюжет.

Каждая фотография из этой серии ценна сама по себе, но их успех именно в том, что вместе они составляют своего рода энциклопедию или каталог женских ролей.

На этом изображении (Untitled Film Still #21) молодая девчонка приехала в большой город из маленького города, и она ошарашена огромными домами. Это становится явным благодаря низкой точки съемки. Глаза героини не смотрят на зрителя. Это не свойственно портрету. Но в данном случае мы смотрим кино, поэтому героиня должна быть настороже и не видит зрителя.

Благодаря изобретательности, намеренно сбивающей с толку автопортретам, сделанным в знакомых, но искусственных обстоятельствах, Шерман представил фотографию как искусство постмодернистского перформанса.

Этот снимок из Untitled Film Still #21 («Городская девушка») напоминает кадр из фильма категории «Б» или начальную сцену из давно отмененного телешоу. Тем не менее, фотографии — плод творчества Шерман, а зритель оказывается в роли невольного вуайериста. Вместо того, чтобы запечатлеть реальную жизнь щелчком затвора, Шерман использует фотографию как художественный инструмент, чтобы обмануть и увлечь. Ее изображения стали одними из самых ценных когда-либо созданных фотографий.

Манипулируя зрителями и изменяя свою индивидуальность, Шерман нашла новое место для фотографии в изобразительном искусстве. Она показала, что даже фотография, самое реалистичное из искусств, позволяет людям быть тем, кем они не являются.

Одна из фотографий Шерман была куплена за почти 4 млн долларов.

73. «Человек, бросающий коктейль Молотова». Сьюзан Майзелас. 1979 год.

"Человек, бросающий коктейль Молотова". Сьюзан Майзелас

Сьюзан Мейзелас побывала в Никарагуа в конце 1970-х годов будучи юным фотографом с глазом антрополога, стремящегося разобраться в борьбе между диктатурой Сомосы и социалистическими сандинистами, борющимися за ее свержение.

Шесть недель она бродила по стране, запечатлевая ужасную нищету, потрясающую природную красоту и мучительное неравенство. Работа Мейселас была сочувствующей делу сандинистов, и она завоевала доверие революционеров, которые постепенно побеждали.

За день до бегства президента Анастасио Сомосы Дебайле Мейзелас сфотографировал Пабло де Хесуса «Барета» Арауса, бросающего коктейль Молотова в одну из последних крепостей национальной гвардии. После того как сандинисты пришли к власти, этот образ стал символом революции — диктатора свергла разношерстная армия бойцов в джинсах, вооруженные самодельным оружием.

Распространяемая сандинистами фотография «Человек с коктейлем Молотова» вскоре стала повсеместным явлением в Никарагуа, появившись на спичечных коробках, футболках и рекламных щитах.

74. «Расстрел в Иране». Джахангир Разми. 1979 год.

"Расстрел в Иране" Джахангир Разми

Немногие изображения столь же жестоки, как это. 27 августа 1979 года 11 мужчин, которых режим иранского правителя Аятоллы Хомейни признал виновными в «контрреволюции», выстроили в ряд на грязном поле в аэропорту Санандадж и застрелили одного за другим.

Ни один международный журналист не был свидетелем убийств. Хомейни запретил им въезд в Иран, а это означало, что тольк оместная пресса могла вести хронику кровавого конфликта между теократией и местными курдами, которым было отказано в представительстве в правительстве Хомейни. Иранский фотограф Джахангир Разми был приглашен на суд на контрреволюционерами, и он снял две пленки на самой казни.

Одно фото, на котором тела валяются на земле, и только один человек еще падает после выстрелов и сейчас присоединиться к убитым, было анонимно опубликовано на первой странице иранской ежедневной газеты Ettela’at. Через несколько часов члены Исламского революционного совета появились в офисе газеты и потребовали назвать имя фотографа. Редактор отказался это сделать.

Несколько дней спустя эта фотография была опубликованы новостной службой UPI и напечатаны в газетах по всему миру как свидетельство убийственной природы религиозного правительства Хомейни. В следующем году «Расстрел в Иране» был удостоен Пулитцеровской премии — единственного анонимного победителя в истории этой награды. Лишь в 2006 году Разми стал известен как автор этого снимка.

75. «Брайн Ридли и Лайл Хитер». Роберт Мэпплторп. 1979 год.

"Брайн Ридли и Лайл Хитер" Роберт Мэпплторп

В 1979 году американская культура уделяла мало внимания проблеме гомосексуальности, и ЛГБТ-сообщество было достаточно тесным и замкнутым. Именно поэтому такой большой резонанс тогда вызвала эта фотография Роберта Мэпплторпа, который сфотографировал Брайана Ридли и Лайла Хитера в их садомазохистских акксесуарах.

Во многих штатах выражение такой любви могло быть преступлением. В это время Мэпплторп провел 10 лет, документируя андерграундную гей-сцену БДСМ — мир, еще более скрытый от общественности, чем собственно гей-сообщество.

Его интимные, стилизованные портреты демонстрировали этот мир миру большому, возможно, также как Брайан Ридли и Лайл Хитер на этом фото. Оба мужчины одеты в кожу, покорный связан цепями, а доминирующий партнер держит поводья в одной руке, а хлыст — в другой.

Тем не менее, мужчины позируют в ничем не примечательной гостиной — противопоставление, которое добавляет уровень нормальности отношениям, далеко выходящим за рамки того, что большинство американцев тогда считало нормальным. Картина и серия, частью которой она была, открыли двери ряду фотографов и художников, чтобы откровенно исследовать гей-сообщество и вообще сексуальность.

Даже спустя почти десять лет работа Мэпплторпа продолжала вызывать раздражение. Выставка, на которой были представлены его фотографии гомосексуальных S&M сцен, привела к тому, что художественный музей Цинциннати был обвинен в непристойности. Сам Мэпплторп умер от СПИДа в 1989 году, за год до начала суда. Музей и его директор были в конечном итоге оправданы, что укрепило наследие Мэпплторпа как смелого пионера, чья работа заслуживала публичного показа.

76. «За закрытой дверью». Донна Феррато. 1982 год.

"За закрытой дверью" Донна Феррато

«Я подумала, что если я это сфотографирую, то по крайней мере люди поверят, что это действительно происходило», – Донна Феррато.

Ничего особенного не было в очередной ссоре Гарта и Лизы в ванной комнате их пригородного дома в Нью-Джерси ночью 1982 года. Разъярённый тем, что жена, как показалось Гарту, не проявляет к нему должного уважения, он стал бить её, а она забилась в угол. Такие акты насилия со стороны интимного партнера не редкость, но обычно происходят наедине. На этот раз в комнате был еще один человек — фотограф Донна Феррато.

Феррато, который познакомился с этой парой в рамках фотопроекта о богатых свингерах, знал, что просто устного свидетельства недостаточно. И затвор её фотоаппарата щёлкал беспрерывно.

Феррато обратился к редакторам журналов с просьбой опубликовать фотографии, но все отказались. И тогда в 1991 году она издала книгу «Жизнь с врагом». Там были описаны эпизоды домашнего насилия и их последствия, в том числе эпизод с Гартом и Лизой. Автор назвали их псевдонимами, их настоящие имена — Элизабет и Бенгт.

Феррато фиксировала инциденты и их жертв, живя в приютах для женщин и следя за работой полиции. Ее работа помогла вывести насилие в отношении женщин из тени и заставила политиков заняться этой проблемой.

В 1994 году Конгресс принял Закон о насилии в отношении женщин, ужесточив наказание за насилие в семье и заставил полицию рассматривать дела о домашнем насилии как серьёзные преступления. Благодаря Феррато личная трагедия стала общественно значимой.

77. «Андрогиния (6 мужчин + 6 женщин)». Нэнси Бёрсон. 1982 год.

"Андрогиния". Нэнси Бёрсон

«Мне действительно интереснее было показывать людям то, что они не могут увидеть, чем то, что они могут видеть», – Нэнси Бурсон.

Фотография — идеальный носитель для фиксации прошлого. Но до «Андрогинности» Нэнси Бёрсон снимки не предсказывали будущего.

За два десятилетия до того, как цифровая фотография стала повсеместным явлением, Бёрсон работала с учеными Массачусетского технологического института над разработкой технологии, позволяющей создать этот коллаж (составное изображение) лиц шести мужчин и шести женщин.

Эффект был революционным. Теперь фотографии могли показать как кто-то будет выглядеть, а не только то, как они выглядели в прошлом. Сложная работа Бёрсон привела ее к разработке новаторского программного обеспечения, способного старИть лица. Впервые такие изображения были основаны не только на предположениях. ФБР приобрело программное обеспечение Бёрсон для создания современных изображений людей, пропавших годы назад, и оно использовалось для поиска многочисленных пропавших без вести.

78. «Майкл Джордан». Якобус «Ко» Рентмейстер. 1984 год.

"Майкл Джордан". Якобус "Ко" Рентмейстер

Это, возможно, самый известный фотосилуэт. Снимая Майкла Джордана для журнала LIFE, Якобус Виллем Рентмейстер по прозвищу «Ко» — бывший голландский гребец, ставший фотожурналистом, запечатлел звезду баскетбола парящим в воздухе, готовым забросить мяч в кольцо, ноги разведены, как у балетного танцора, а левая рука устремлена к звёздам.

Красивый снимок, но едва ли он остался бы в истории, если бы фирма Nike не сделал из нее логотип для кросовок под брендом молодой звезды, удивительно похожий на фотографию.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир В поисках дизайна логотипа первых кроссовок «Air Jordan» Nike заплатила Рентмейстеру 150 долларов за временное использование его снимков из съёмки для журнала LIFE. Вскоре “Jumpman” (прыгающий человек) красовался на обуви, одежде, на стенах спален по всему миру, став в итоге одним из самых популярных рекламных символов.

С помощью логотипа «Jumpman» Nike создала концепцию спортсмена, столь же ценного как коммерческая собственность, сколь и он сам. Бренд Air Jordan заработал в 2014 году 3,2 миллиарда долларов. Рентмейстер тем временем подал на Nike в суд за нарушение авторских прав.

Верховный суд США в 2019 году отклонил ходатайство фотографа о слушании его иска о нарушении авторских прав против Nike. Высокий суд объявил о своем решении, но не объяснил причину своего отказа в слушании дела. Ранее суд низшей интсанции установил, что Рентмейстер «не может охранять авторские права на саму позу и тем самым препятствовать другим фотографировать человека в той же позе. Он имеет право на защиту только за то, как эта поза выражена на его фотографии, которая зависит не только от позы, но и от ракурса камеры, времени и скорости затвора, выбранных автором».

Суд нашел «различия в выборе и расположении элементов» между двумя рассматриваемыми изображениями. Суд пришел к выводу: «Хотя изображения воплощают схожую идею или концепцию, они выражают ее по-разному».

Но независимо от решения суда, очевидно: снимок захватил момент вхождения спортивной знаменитости в многомиллиардный бизнес, и такое теперь воспринимается как данность.

79. «Погружение». Андрес Серрано. 1987 год.

"Погружение", Андрес Серрано

Андрес Серрано родился в 1950 году в Нью-Йорке. Наполовину гондурасец, наполовину афро-кубинец он воспитывался в рамках строгой католической доктрины.

Сам Андрес Серрано заявлял: «Я не богохульник и не испытываю никакой симпатии к богохульству»…»я глубоко христианский художник» и «всеми фибрами души нацелен на работу для Святого престола». Вот только уже почти тридцать с лишним лет никто, кроме самого Серрано, в это не верит.

Серия фотографий конца 1980-1990-х годов, при создании которых использовались самые разнообразные телесные жидкости (сперма, слюна, кровь венозная, кровь менструальная, грудное молоко), а тематика которых вращалась вокруг католической иконографии, вызвала огромный скандал. Венцом этого скандала и, как многим кажется, самого творчества Серрано стала работа «Погружение», известная под названием Piss Christ (1987): фотография пластикового распятия, опущенного в стеклянный сосуд с мочой самого художника,— расплывчатое изображение креста в каком-то завораживающе глубоком и томном оранжево-мутном фоне.

Серрано считал, что в полной мере передал и страдания Христа, и то непочтение, с которым производители миллиардов дешевых пластиковых распятий выхолащивают сакральность жертвы Иисуса. Пластмасса и близко не передает тактильные ощущения от прикосновения к телу Христа, и вообще пластик — токсичный материал. Конечно, мало кто понял глубокий смысл, заложенный в произведение.

«Он не художник, он дрочила!» — кричал сенатор США Хелмс про Серрано. Однако американскими консерваторами дело не ограничилось. На Piss Christ начались покушения: в 1997-м на него покушался фанатик в Сиднее, в 2007-м — группа неонацистов в шведском Лунде.

«Меня притягивает символика церкви, ее эстетика, — признается Серрано. — Я люблю ходить в храм, но скорее по эстетическим, нежели духовным причинам. В своих работах я исследую собственную одержимость католицизмом. Художник без одержимости — ничто, вот и у меня есть свои заморочки. В прошлом я католик, да и сегодня не стану возражать, если меня назовут христианином. Думаю, что имею полное право обращаться в своем творчестве к символике церкви, и, само собой, прихожу в ярость, когда мне это запрещают».

Ажиотаж превратился Piss Christ в один из ключевых фронтов культурных войн 1980-х и 1990-х годов, наряду с работами Роберта Мэпплторпа, соратника Серрано, получившего награду NEA (Национальный фонд искусств —  независимое агентством федерального правительства Соединенных Штатов, оказывающее поддержку и финансирование художественных и культурных проектов) и разделил нацию по вопросу о том, имеет ли правительство право на цензуру искусства.

Битва вокруг «Погружения» оставила двойственное наследие. Кампания по выдворению таких фотграфий за рамки допустимого в искусстве способствовала его известности, вдохновляя других художников еще больше расширять границы. Но теперь они вряд ли сделают это с помощью средств государства: закон о стандартах приличия, принятый из-за Piss Christ, был поддержан Верховным судом в 1998 году.

80. «Неизвестный бунтарь». Джефф Уайднер. 1989 год.

"Неизвестный бунтарь". Джефф Уайднер

Утром 5 июня 1989 года фотограф Джефф Уайденер сидел на балконе шестого этажа гостиницы «Пекин». Это было на следующий день после массового расстрела на площади Тяньаньмэнь, где китайские военные разогнали силой оружия демократических демонстрантов, разбивших лагерь на площади. Associated Press отправило Уайденера документально зафиксировать последствия бойни.

Пока он фотографировал окровавленных жертв, прохожих на велосипедах и иногда обгоревший автобус, на площадь вошла колонна танков. Уайденер направил объектив на них в тот момент, когда мужчина с пакетами для покупок вышел перед боевыми машинами, размахивая руками и отказываясь уходить с дороги.

1989 Tiananmen Square Protests

Танки попытались обойти человека, но он встал на их пути и даже забрался на одну из машин. Уайденер предполагал, что человека убьют, но из танков не стреляли. В конце концов, человека увели, но не раньше, чем Уайденер увековечил необычный акт сопротивления.

Другие также запечатлели эту сцену, но изображение Уайднера было передано по сети AP и появилось на первых полосах по всему миру. Спустя десятилетия после того, как Tank Man стал мировым героем, его личность так и осталась неизвестной. Анонимность делает фотографию еще более универсальным символом сопротивления несправедливым режимам по всему миру.

На территории Китая изображение и информация о предшествующих событиях подвергается жесткой государственной цензуре и неизвестна большинству населения.

Продолжение на следующей странице…