Почему люди в России, одной из самых богатых стран мира, живут бедно? Ответ здесь…

Откуда берутся бедные в России? Страна-то ведь богатая. Ответ содержится в 31 цифре из социологических опросов россиян.

Банально, но в том, что жители богатой России живут бедно, в основном, виноваты они сами. Богато живут страны (в основном), чьи ценностные установки и представления о реальности другие, чем у большинства россиян.

Проще говоря, у вас создается примерно такая же реальность, какой ее себе представляет большинство. Особенно если власть эксплуатирует эти установки для сохранения себя самой.

Например, больше половины россиян (52%), по данным «Левада-центра», предпочитают плановую экономику любой другой. Т. е. хотели бы иметь такую же экономическую систему как в СССР — основанную на государственном планировании и распределении.

Заметим, что именно она привела Советский Союз к краху и полному обнищанию. И даже такой наглядный и очевидный исторический урок люди в России не выучили и не поняли.

Более половины россиян предпочли плановую экономику

Что касается политической системы, 37% участников опроса считают лучше «советскую, ту, которая была у нас до 1990-х годов» (в 2012 году – 29%). Нынешняя политическая система нашла поддержку у 23% респондентов (четыре года назад – 20%), а за демократию по образцу западных стран выступили 13% опрошенных (в 2012 году – 29%).

Специалисты говорят, что на самом деле они так не думают, это, мол, чувство ностальгии. Но мысль материальна, и если большинство думает так, то и живет соответствующе.

Конечно, хорошо бы всех этих желающих «жить как в СССР» туда же и отправить. Как героя этого фрагмента из фильма «Окно в Париж»»».

Видео: Возвращение в СССР (фрагмент фильма «Окно в Париж»)

Окно в Париж (1993) - Сбытие ностальгии

Результаты соцопросов россиян — это самый ясный ответ на вечный русский вопрос: «Почему одна из самых богатых стран мира живёт так, как она живет?».

Посмотрите сами 30 скриншотов заголовков новостных сайтов, рассказывающих о результатах тех или иных социологических опросов граждан РФ, и всё станет понятным.

1. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

1

2. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

бедные в России

3. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

бедные в России

4. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

19

5.

3

6.

Почему люди в России, одной из самых богатых стран мира, живут бедно? Ответ здесь...

7.

6

8.

5

9.

7

10.

20

11.

10

12.

8

13.

14

14.

9

15.

12

16. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

29

17. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

22

18. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

15

19. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

13

20. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

18

21.

27

22. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

30

23. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

31

24. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

21

25. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

25

26. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

28

27. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

16

28. Откуда бедность в России? Вот отсюда…

Почему люди в России, одной из самых богатых стран мира, живут бедно? Ответ здесь...

29. Откуда берутся бедные в России? Ответ…

11

И наконец №30

P_20160213_150526

Всё дело в том, что современные россияне по сути ничем не отличаются по ценностным установкам и уровнем образованности от советского человека.  Социологи их называют «постсоветскими людьми»

Главная особенность россиян, как и «совков», как отмечают социологи  – умение адаптироваться к условиям навязанным государством. Он озабочен прежде всего физическим выживанием в той мясорубке, которая досталась на его долю, сосредоточен на собственных интересах, на обеспечении благополучия своей семьи.

Выученная «беспомощность» или мнимая апатия, «пассивность» в общественной жизни, отвращение к политике резко контрастирует с его работой на себя, упорным стремлением к «нормальной жизни», к повышению уровня потребления.

Он верит и не верит обещаниям власти о наступлении эпохи процветания в недалеком будущем, но ориентируется на то, что есть, – общие на данный момент стандарты жизни: «не хуже, чем у других» (или «несколько лучше, чем у всех»). Образцы уравнительного равенства, привычные для государственно-распределительной экономики советского типа, определяют горизонт его запросов, а значит, и критерии удовлетворенности жизни.

Такие установки на выживание ценой относительного, но постоянного снижения запросов сочетаются с надеждами или иллюзиями на лучшее будущее, обещанное властями, пронизывают массовое сознание, структурируют всю гамму отношений населения с властью, определяя жизненную философию этого человека, которую можно назвать стратегией «понижающей адаптации».

Проще говоря, россиян предпочтет становится нищим, чем как-то бороться за свои права и благополучие. В криминальном жаргоне для таких есть специальное слово — «терпилы».

Такое системное унижение нужно чем-то компенсировать, человек не может постоянно чувствовать себя куском говна.

Поэтому постсовесткий человек присваивает себе достоинства и подвиги предыдущих поколений, что возвышает его в своих глазах и наделяет чувством превосходства (в том числе – морального) по отношению к другим народам и странам.

Среди главных характеристик этого человека выделяются следующие: принудительная самоизоляция, государственный патернализм и имперский синдром.

Последний компонент крайне важен. Поскольку власть проецирует на себя все коллективные ценности и символы всего целого – нации, общества, страны, государства, культуры, истории, то человек, лишенный возможности самореализации и признания своих достижений, может испытывать чувство самодостаточности и полноты лишь в качестве подданного, проекции государства на себя, а значит – лишь в виде мобилизуемого члена всего сообщества, в ситуациях предельного испытания и напряжения, борьбы с врагами.

Поэтому милитаризм оказывается не только необходимым условием культа силы (или насилия), но и условием, без которого нельзя выразить, артикулировать собственные достоинства и добродетели. Отсюда склонность, если не любовь к парадам и массовым шествиям, приобретающим характер демонстрации национального духа и общности, единства, которое старательно поддерживается подыгрывающей массам пропагандой.

Поскольку у него нет будущего (ибо он не в состоянии полностью поверить в то, что обещают политики), он склонен ностальгировать по идеализируемому или придуманному прошлому, которое утешает его или выступает в качестве основания для критики и выражения недовольства настоящим. Тем более если в этом ему помогает пропаганда, с некоторых пор все чаще поющая песни о главном.

Как показывают исследования, в концентрированном виде эти черты характерны для 35–40% населения России, но отдельные характеристики и способы поведения, жизненных стратегий, элементов идентичности распространены гораздо шире, охватывая в моменты возбуждения и мобилизации до 80% российского общества.

В конце 2000-х годов социологи зафиксировали основные признаки «(пост)советского человека».

Соединяя в единое целое различные формы или проявления массового сознания в качестве характеристик «советского человека», описанных Левадой и другими в ходе осуществления этого проекта, мы можем следующим образом представить отдельные черты этой конструкции. «Советский» (постсоветский) человек – это:

  1. массовидный, усредненный (т. е. ориентирующийся на норму «быть как все»), для которого «типичность», усредненность оказывается очень важным элементом самоидентификации и регуляции, а потому подозрительный ко всему новому и своеобразному; неспособный оценить достижение (в том числе понять поведение) другого, если оно не выражено в языке иерархии государственных статусов;

«А чего он лезет?»

2. приспособленный, адаптированный к существующему социальному порядку, в том числе и через снижение порога или уровня запросов и требований; адаптация носит пассивный характер, поскольку массовый человек так или иначе, с ропотом или безропотно принимает произвол остающегося по-прежнему бесконтрольным «государства»…

…ранее – открыто репрессивного, воспринимаемого как консолидированный аппарат; позднее, уже в постсоветское время, – теряющего черты единой, тотальной идеологической машины и распадающегося на отдельные властно-бюрократические группировки, региональные, олигархические кланы или корпоративные альянсы реальных собственников страны и ее населения, легитимность которых уже ничем не может быть подкреплена, кроме традиционной покорности населения;

3. «простой» человек, ограниченный (в интеллектуальном, этическом и символическом плане), не знающий иных моделей и образов жизни, поскольку ему приходится жить в условиях изолированного и репрессивного общества; но это одновременно человек, ориентирующийся на упрощенные образцы отношений, более того, выдвигающий свою примитивность и бедность как «достоинство», как превосходство над «другими»;

в то же время это:

  1. иерархический человек, четко осознающий, что не только экономические и социальные блага (стандарты жизни, потребления, прав, свобод), но и человеческие права, внутреннее достоинство, уважение, «честь», признание человеческой ценности, понимание допустимого, этические нормы, интеллектуальные качества и способности, аспирации, потребности и самооценки распределяются в соответствии с социальным статусом и положением в структурах власти; социальная гратификация и признание, а значит, распределение авторитетности (влияния, легитимности, ценности) носят исключительно пирамидальный характер и не связаны с достижениями или особыми личными качествами и способностями индивида; точнее, достижения или способности могут быть признаны исключительно в рамках «должности», границах «страта» или положения в системе иерархических статусов; это означает, что универсальность норм, оценок, принципов гратификации здесь не признается, не работает; санкции любого рода, как позитивные, так и негативные, получают исключительно партикуляристское, ситуативное значение, почти всегда с учетом принципа «взирая на лица»; в таких социальных обстоятельствах понятие «элита» (как механизмы самоорганизации, селекции достижений) не работает, в общественном дискурсе оно отсутствует, поскольку «номенклатуре» уже сама идея «элиты» глубоко чужда, и она искореняет ее со всей мыслимой враждебностью;
  2. хронически недовольный человек, прежде всего тем, что предоставляется ему в качестве всем «положенного», а потому разочарованный, завистливый, фрустрированный постоянным и систематическим расхождением внутренних запросов с тем, что ему «дано», с тем, что ему предоставляет «жизнь» (это своего рода резидуум невыполненных социальных обещаний и идеологических обязательств предшествующего режима), следовательно,
  3. считающий себя вправе обманывать всех, с кем он имеет дело: как начальство, власть, так и своих близких; это лукавый человек, демонстрирующий лояльность властям и своему окружению, но по-настоящему заботящийся лишь о своем выживании или об очень узко понимаемых прагматических интересах. Именно поэтому такой тип есть
  4. неуверенный в себе человек, поскольку (из-за неразвитости и недифференцированности, неспециализированности институтов) он никогда не может полагаться на действие правил формальных государственных институтов, а значит, на правовую и социальную защищенность, стабильность, предсказуемость условий своего существования в обстоятельствах хронического административного и социального произвола; практически это означает невозможность для индивида оснований для надежной самооценки и самоуважения, хронический комплекс недооцененности, коллективной ущемленности;
  5. вместе с тем его разочарованность и чувство неполноценности компенсируются сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности, превосходства (причастности к чему-то «особенному», «сверхзначимому», «надындивидуальному» – великим державе, империи, народу, опять-таки являющимся одним из остатков, резидуумов идеологии «нового человека», исключительности советского общества, «особого пути» России и т. п.); и в то же время эти чувства прорываются неупразднимой ностальгией по идеализируемому прошлому, к которому относят все несостоявшиеся мечты, иллюзии, комплексы, желания; добавим сюда же и связанные с этим разнообразные комплексы, страхи вплоть до ксенофобии и параноидальной убежденности в существовании внешних и внутренних врагов, темных сил и «заговоров против России»;
  6. жесткость предъявляемых к нему нормативных требований и правил снимается не только двоемыслием и лукавостью, но и коррупцией (причем эта коррупция двунаправленная: подкупается не только власть в лице разного рода чиновников и надзирателей, раздатчиков государственных услуг и благ, но и само население – через различные подачки, привилегии, послабления, поощрения, посулы и разнообразные символические знаки избранности или хотя бы выделенности (включая и принадлежность к «особым» статусам и допускам)).

Проще говоря, из всего вышесказанного следует, что превратить страну в «нормальную», развитую, что обеспечило бы материальное благополучие большинству людей при таких потенциальных возможностях и природных богатствах, мешает не столько власть, она скорее следствие, а причина — собственно само население России. Точнее большинство населения страны.

Посмотрите еще: Как выглядит внучка Сталина: эпатажные снимки

ПОДЕЛИТЕСЬ ПРОЧИТАННЫМ И УВИДЕННЫМ С ПОМОЩЬЮ КНОПОК ВНИЗУ