Здесь собраны образцы лютого киноартхауса, то есть непонятные большинству зрителей кинофильмов. Но которые считаются хорошими.
Если вы с первого раза поймете о чем… нет, что происходит в этих фильмах, да еще и не уснете во время просмотра — вы настоящий искусствовед.
Артхаус – изначально название американских кинотеатров, где шли показывали фильмы, не рассчитанные на массового зрителя. Со временем артхаус выделился в самостоятельный жанр со своими особенностями. И среди него есть образцы самого лютого киноартхауса.
Как правило, это фильмы, не использующие драматургические штампы и обладающие индивидуальным киноязыком, в том числе и визуальным. Артхаус – это картины, которые двигают киноискусство вперёд, открывают новые способы подачи историй в кинематографе.
В России есть другое определние этого явления — авторское кино. Это фильмы, представляющие авторское видение киноисторий. Это практически тоже самое, что арт-хаус, с той лишь разницей, что авторское кино — более расплывчатое название. Зритель может различать стиль Джеймса Кэмерона и Ридли Скотта (хотя в «Чужих» они похожи) в самых коммерчески успешных блокбастерах, но это не делает их арт-хаусом.
Независимое кино или арт-хаус — движение в США и Европе очень заметное. Это ни какое-нибудь, сделанные на коленке, фильмы. Есть для олютого киноартхауса отдельные фестивали, студии, даже крупные, выделяют на него деньги, их смотрит довольно приличная аудитория.
Правда, есть одна проблема — как разделить просто хорошее кино, которое можно считать произведением искусства и арт-хаус? Вот «Психо» или вообще фильмы Альфреда Хичкока — это же по сути коммерческие триллеры, но в тоже время они считаются одними из лучших фильмов в истории.
Упростим задачу и дадим список шедевров мирового кинематографа (по мнению критиков, режиссеров и вообще работников киноиндустрии, которое выражено в многочисленных списках типа «100 главных фильмов в истории по мнению гениальных режиссеров»), которые можно причислить к арт-хаусу по степени «непонятности» для обычного зрителя.
Здесь собран именно такой «лютый», то есть непонятный арт-хаус. Например, здесь нет «Андрея Рублева» — фильма очевидно артхаусного, признаного шедевром кино, но все-таки не «лютого», там в общем всё понятно.
Конечно, весь артхаус в массовом представлении – непонятный. Ну что это, когда на общем плане, обязательно неопрятный, мужик под завывание ветра 20 минут чистит рыбу и что-то бормочет. Да, и такое бывает, но стоит понимать, что кино работает на уровне чувств. Вы можете сами не подозревать, что готовы к неочевидным приёмам рассказа историй, но если посмотрите даже самый лютый артхаус, то, возможно, увидите, что, неожиданно для себя, втянулись.
Это такая игра: если ничего не понятно, но нравится, то можно посмотреть еще раз, почти точно станет понятнее. А можно еще почитать дополнительные статьи и рецензии про такой фильм, станет еще интереснее.
10. Начинаем обзор лютого киноартхауса — «Корпорация «Святые моторы» (2012 год)
9. «Кабинет доктора Калигари» (1920)
8. Среди образцов самого лютого киноартхауса в общем-то довольно простой для понимания фильм — «Идиоты» (2006)
Вроде бы ничего запутанного в этом фильме нет, но самое запутанное у фон Триера, что у него сюжет — это тоже идиотничанье над зрителем.
7. «Видеодром» (1982)
6. «Город потерянных детей»
5. Вот реально образец лютого киноартхауса — «Кошачий суп»
Конечно, мультфильм среди лютого артхауса — это не честно. В анимации такого полно. Но это просто мозгозапекающий фильм, это надо видеть.
4. «Древо жизни»
3. «Зеркало»
2. «Малхоланд-драйв»
https://youtu.be/PI30I2GO6dk
1. Восьмая серия третьего сезона сериала «Твин Пикс»
В этой серии — сверхконцентрированный и дистиллированный Дэвид Линч, не в меру сюрреалистичный, смешивающий сны с реальностью, и умудряющийся создавать из ничего новые миры, которые могут казаться абсолютно абсурдными и бессмысленными, но, на самом деле, существуют в полном соответствии со своей внутренней логикой — и не беда, что зрителю (да и режиссеру) не всегда дано понять эти правила и законы.
То есть на самом деле, если кто-то смотрел весь сериал, в этом во всем можно найти логику и связь сюжетом. А можно и не найти.
Но самая фишка в том, что Линч протащил наилютейший артхаус в самый мейнстримовский жанр — сериалы. И эта серия — коцентрат этого художественного подвига.
Не пропусти…
Фильмы ужасов всех времен — топ 30. Найдите пропущенный бриллиант жанра