Что обещал Путин, когда вернулся, чтобы сменить Медведева? Вы не поверите, но это искоренение коррупции, ликвидация очередей в детские сады, снижение ставок по ипотеке и другие прекрасные вещи…
…все это было в предвыборной программе партии «Единая Россия». Как раз тогда произошла «рокировка» между Путиным и Медведевым, и они оба выступили с программными «обещалками» на съезде «ЕР» осенью 2011 года.
Что обещал Путин и «Единая Россия» 10 лет назад
Видео: Предвыборные обещания «Единой России» в 2011 году
Предвыборная программа «ЕР» была опубликована на сайте партии в конце сентября 2011 года (выборы в Госдуму были назначены на 4 декабря).
(После появления этой публикации страница с программой партии от 2011 года с сайта «ЕР» была удалена, но она есть в web-архиве). Единороссы на своём сайте оставили лишь выступление Медведева, а доклады Путина убрали.
Ее содержание стало сюрпризом для наблюдателей, так как документ состоял лишь из речей Дмитрия Медведева и Владимира Путина на 12-м съезде ЕР. Хотя еще в мае того же года тогдашний российский премьер Путин распорядился создать Институт социально-экономических и политических исследований, сотрудники которого должны были собрать предложения экспертов и рядовых граждан со всей России.
Проанализированные и систематизированные, эти инициативы, как предполагалось, должны были составить предвыборную программу ЕР, которую в пиарщики заранее окрестили «народной»».
Но объемная «народная программа», над которой трудились около 500 экспертов со всей страны и для которой опросили более 1 млн россиян, так и не была принята в качестве предвыборной.
Хотя «предвыборная программа» состояла в основном из красивых фраз, в ней присутствовали и некоторые конкретные планы и задачи. Вот они…
1. Что обещал Путин: Россия в течение пяти лет войдет в пятерку крупнейших экономик мира.
Он не уточнял, по какому именно показателю — по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (учитывает объем товаров и услуг, который можно приобрести в каждой стране на один доллар), или по номинальному ВВП (объем экономики в долларах по рыночному курсу).
Этого не произошло до сих пор.
2. Что обещал Путин: «Нужно вновь вернуться к тому, что было… до кризиса (2008-2009 годов), и раскрутить маховик экономического роста до 6-7% в год,
…причём это должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, на повышении эффективности, создании современной индустрии«, — указывал в 2011 году Путин.
На тот момент экономика России на протяжении двух лет прибавляла по 4,3 процента ежегодно. С 2012 года как раз началось постоянное замедление роста — от 3,4% в 2012-м до 0,6% в 2014 году, а в 2015 году ВВП России потерял 3,9%.
Что было дальше с «ростом в 6-7% в год» видно на графике.
(Офф-топ: Кстати, вообще интересный график. По нему видно, что все эти тучные 2000-е годы начались еще в 1999 году, после дефолта 98-го. Именно тогда экономика очистилась от множества неэффективных предприятий, Россия стала больше экспортировать из-за падения рубля и т. д. И уже в следующем году экономика показала резкий рост. К 2005 году на этот взлет еще и наложились высокие цены на нефть.
То есть Путин в реальности ничего кардинального для роста экономики не делал с 2000 года. Просто до него всю грязную работу сделал кабинет Черномырдина-Немцова, а потом ему повезло с нефтянными ценами. Вся работа Путина была направлена на перераспределение экономики России между своими «кошельками», что выразилось в процессе её огосударствления и монополизации. В результате с 2011 экономика встала и начала впадать в стагнацию).
В этих условиях о «росте ВПП, догоняющем общемировые показатели, темпами» смешно говорить. Наоборот, Россия продолжает наращивать темпы отставания от мирового развития.
Более того, за прошедшие годы стало понятно, что в экономике России «путинского варианта» никаких тенденций и точек роста не осталось и не предвидится в будущем. Она так и будет ползать по дну. А вместе с ней и благополучие россиян.
3. Что обещал Путин: снять экономику с «нефтяной иглы».
В конце 2019 года Минфин РФ обещал, что «доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022 году», — так говорится в сообщении ведомства в связи с одобрением на заседании правительства проекта федерального бюджета на 2020–2022 годы.
То есть в 2020 году даже по официальным расчетам продажа нефти и газа составляют около 40% доходов бюджета РФ.
При этом оценки Минфина считают только нефть и газ, а есть еще лес, уголь, прочие полезные ископаемые, малообработанный металл и т. д. Также оценка Минфина не включает в себя поступления общего характера от нефтегазовой отрасли, которые можно было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, например от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.
По оценкам РБК доля только нефтегазовых доходов бюджета доходила в 2019 году до 60%. По-прежнему распродажа национальных богатств России — это основа пополнения казны. Структура экономики почти не изменилась за 10 лет.
План полностью провален.
4. Что обещал Путин: «В бюджетном секторе будет кардинально обновлено или создано не менее 25 млн современных рабочих мест, по сути, модернизировано каждое третье рабочее место».
К 2020 году ни только ни создан хотя бы миллион таких рабочих мест. Наоборот, даже с обычными рабместами безработица бьет рекорды.
При этом за 10 лет никто так не понял и никто не объяснил, что такое вообще «высокопроизводительные рабочие места». В январе 2020 года даже подконтрольная Кремлю Госдума публично признала, что реализовать эту идею не получится.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенёва, реализовать эту программу не выйдет:
«25 миллионов новых рабочих мест не будет. На моих глазах проходила реконструкция завода Калашникова в Ижевске. Я видел цеха, где станки по металлообработке заменяются на многофункциональные обрабатывающие центры. На мой вопрос, cколько из 540 человек, которые работали, остались работать, мне сказали — нисколько.
…Бизнес и социальные задачи — это две разные вещи. Если мы будем бесконечно субсидировать производство, чтобы они выполняли социальные задачи, то мы будем неконкурентноспособны на внешнем и внутреннем рынке. При внедрении новых технологий и оборудования создания новых рабочих мест не будет».
Обещание было невыполнимым изначально. Это просто красивые пустые слова.
5. Что обещал Путин: «К концу 2014 года средняя заработная плата в стране должна увеличиться в полтора раза»
, — говорил на съезде «ЕР» в 2011 году ВВП.
Формально это обещание было практически выполнено — номинальная среднемесячная зарплата в России выросла с 23369 рублей в 2011 году до 32495 рублей в 2014 году. Но более важным показателем здесь является реальная заработная плата, отражающая количество товаров и услуг, которые может себе позволить работник на полученные деньги.
Рост реальной зарплаты к исходу 2014 года составил лишь около 15%, при этом замедляясь с каждым годом. В 2016 году было зафиксировано заметное падение реальной зарплаты в России — минус 9% к уровню 2014 года.
А дальше все стало только хуже…
Это график из доклада Аналитического центра при правительстве РФ. Если смотреть на желтую линию (реальные располагаемые доходы), то она с 2016 по 2019 почти не поднималась выше ноля. Это значит — реальные доходы россиян только снижались. И это данные до 2020 года.
А какие показатели будут в коронавирусном 2020? Пока это неизвестно, но тенденция экспертам уже понятна…
То есть обещания властей ни то что ни выполнено, оно перевыполнено с отрицательным значением. Проще говоря, доходы за эти годы не выросли, а упали.
6. Что обещал Путин: За ближайшие 10 лет (т. е. к 2021 году) в 2 раза увеличим объёмы дорожного строительства в стране.
Успехи в этой сфере в основном состоят в росте цены строительства дорог. В России она одна из самых высоких в мире. И это при значительно меньших затратах на зарплату рабочей силы и цене материалов.
Что касается протяженности дорог, то в Китае она больше РФ в 70 раз. Да, Китай богаче России, его экономика в 8 раз больше российской, но магистралей в Китае больше не в 8 раз, а именно в 70!
Качество дорог в России примерно такое:
То есть, если не брать федеральные трассы, половина дорог в России разрушены. При этом многие местные дороги — это дороги без асфальта. Удельный вес дорог с твердым покрытием сократился с 85,2% в 2006 году до 70,4% в 2018-м.
Россия в рейтинге качества автомобильных дорог, составляемом Всемирным экономическим форумом, в 2019 году заняла 99-е место из 141 рассмотренной страны.
Проще говоря, объемы ввода новых дорог в 2 раза не выросли, а качество уже имеющихся за прошедшие годы ухудшилось. Россия так и остается страной с дефицитом дорог, их строительство здесь запредельно дорого и неэффективно, а уже имеющиеся дороги низкого качества.
7. Что обещал Путин: «К 2016 году предстоит практически удвоить объём жилищного строительства, и прежде всего это должно быть современное, доступное жильё».
Какова реальность? В год обещания Путина — 2011-ом было построенно 62,3 млн кв. м жилья. В 2019 году совокупный объем ввода жилья составил 82 млн кв.м. И это — рекорд, в 2020-ом прогнозируется падение.
По графику ввода жилья по годам выходит, что…
…обещанный Путиным двукратный рост так и не был достигнут ни в 2016 году, ни до сего времени.
8. Что обещал Путин: . «Люди справедливо говорят о том, что возможность достойно жить, делать карьеру, зарабатывать, дать хорошее будущее детям должна быть не только в столицах и крупных городах, но и на всей территории страны….
… – в любом городе и в любом посёлке России. И здесь кроется огромный потенциал для нашего развития, для освоения и обустройства гигантских российских территорий. Для этого нам нужно в полной мере раскрыть принцип федерализма как конкурентного преимущества нашей страны».
«…Мы также должны поддержать и укрепить местное самоуправление. Мы предоставим российским регионам и муниципалитетам больше полномочий и финансовых ресурсов».
Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров и руководитель Минфина РФ Антон Силуанов.
Про повышение роли местного самоуправления и децентрализации развития России за прошедшие годы просто смешно говорить. Всё делалось с точностью до наоборот.
Субъекты Федерации» имеют с каждым годом все меньше самостоятельности, и их полномочия меньше, чем в некоторых унитарных государствах.
В 2020 году на Москву и Подмосковье, где живут 14% населения России, приходится 20% инвестиций, 16% нового жилья, 24% доходов населения, 41% всех вкладов в российских банках, 25% доходов бюджета.
Или еще цифры про справедливость развития регионов: на благоустройство в январе–сентябре 2019 года из московского бюджета потрачено 250 млрд рублей, у немаленькой Свердловской области вместе с городом-миллиоником Екатеринбургом весь бюджет — 260 млрд рублей.
Наибольший уровень дотационности — у Чечни и Ингушетии: 80%. У Дагестана и Карачаево-Черкесии — 70%.
Это антистимулирующая система. Регионам просто не нужно ничего развивать, достаточно уметь выбивать деньги из Москвы. Всё это приводит только к деградации экономики и собственно страны.
Почему же власть, прекрасно это осознавая, ничего не делает для децентрализации и уничтожения перераспределительной системы, когда отнимают у работающих и отдают тем, кто работать не умеет? Всё просто — никого там не волнует благополучие страны, но всех волнует деньги и власть.
Если регионы не будут ездить на поклон в Москву, зачем тогда вообще нужен Кремль? Как он будет контролировать губернаторов? Как, например, выкачивать из Ямала сырье через своих друганов, если у местной власти будет возможность влиять хотя бы на размер отчисляемых в местный бюджет налогов?
Да, это система работает в минус для страны, у россиян вне Москвы в общем нет никаких перспектив, в регионах по сути введен контролируемый уровень бедности… И что? Кого это волнует, главное — сохранить власть над регионами.
9. Что обещал Путин: «За 5 лет мы должны построить в России не менее 1 тысячи школ, и за эти же 5 лет у нас не должно остаться ни одной школы в аварийном состоянии»,
— еще одно обещание Владимира Путина. Точной статистики по строительству школ нет, зато Росстат предоставляет данные о числе общеобразовательных учреждений. В 2010/11 учебном году таковых было 50,1 тысячи, к сентябрю 2015/16 их осталось 42,6 тысячи.
К началу 2020 года школ осталось 40 823. С 2001 года (начало правление Путина) численность школ и детских садов в России значительно сократилась — детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц. (Данные Счетной палаты на 2019 год).
И школ уже явно не хватает.
К 2019 году примерно 13% всех школьников вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данным Росстата, в 2018 учебном году во вторую и третью смены занимались 1,2 млн учащихся 1–4-х классов (17,4% от их общей численности), 782 тыс. учащихся 5–9-х классов (10,7%) и около 10 тыс. старшеклассников (0,7%).
Что касается «ни одной школы в аварийном состоянии», то в 2016 году (году выполнений обещаний) министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что 550 зданий школ находятся в аварийном состоянии, 8000 школ нуждаются в капитальном ремонте.
В 2018 году более 700 российских школ находилось в аварийном состоянии, а девять тысяч школ требовали капремонта. Об этом тогда сообщала первый заместитель министра образования Валентина Переверзева.
В 2018 году провластный ОНФ приводил еще более пугающие цифры: каждая вторая школа в России находится в аварийном состоянии.
То есть обещания властей ни то что ни выполнено, стало намного хуже.
10. Что обещал Путин: В 2011 году в ЕР обещали возрождать российскую фарминдустрию. «Мы должны уйти от зависимости от транснациональных корпораций»
, — говорил в связи с этим Путин. Уже к концу 2015 года стало понятным, что всё это пустые разговоры.
«Более 70 процентов всех лекарственных препаратов — либо чисто импортные, либо имеющие в составе субстанцию, которая изготавливается вне нашей страны», — рассказывала в октябре 2015 года глава Минздрава Вероника Скворцова.
К 2020 году ситуация почти не изменилась.
При этом в графике не учтены лекарства, «имеющие в составе субстанцию, которая изготавливается вне РФ».
Обещание не выполнено.
Квартиры обещали и ветеранам Второй мировой войны.
11. Что обещал Путин: «Мы добьемся полного выполнения наших обязательств перед участниками Великой Отечественной войны по обеспечению их жильем».
Уже в апреле 2016 года министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил, что более 10 тысяч ветеранов войны, включая 1297 фронтовиков и инвалидов Второй мировой, до сих пор жильем не обеспечены.
В апреле 2020 года российское правительство выделило свыше 352 млн рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Соответствующее распоряжение было опубликовано 5 апреля на официальном сайте кабмина РФ.
То есть до сих пор нуждающиеся в жилье участники войны есть и их много, судя по сумме. И это несмотря на уменьшение их числа за 10 лет.
12. В приведенном выше ролике Медведев, помимо прочего, говорит, что Россия не должна быть в международной изоляции.
Президент Путин за эти годы достиг выдающихся успехов этом напралении. По сути, у России остался один союзник — Лукашенко, да и тот невменяемый. Один!
Напомним, что в 2011 году не было ни санкций, ни обвинений в кибератаках и отравлений людей. На парад в Москву 9 мая приезжали лидеры всех значимых мировых держав, а Россия входила в «Большую восьмерку».
В 2020 году зарубежными гостями Парада Победы в Москве были: президент Абхазии Аслан Бжания, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Молдавии Игорь Додон, президент Сербии Александр Вучич, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов и член Президиума Боснии и Герцеговины от сербов Милорад Додик. Всё.
13. Что обещал Путин: Также в ролике он говорит, что ставка по ипотеке должна была к 2016 году упасть до 6-7%
Только в 2020 году ставка ипотеки снизилась до рекордного минимума за всю историю новой России. В апреле банки кредитовали в среднем под 8,32% годовых. То есть этот пункт почти достигнут. Остался один процент.
Но мир эти годы Россию не ждал… Например, ставка ипотеки в Восточной Европе, вполне сопоставимой по истории развития экономики с РФ, сейчас колеблется в пределах 1,5 — 2,5 % годовых.
* * *
В этом материале нет ни слова про убийство российского спорта из-за допингового скандала или про войну с братской Украиной с тысячами жертв. Нет ничего про рост количества политзаключенных, борьбу с развитыми технологиями, про «посадки за репост», утечку мозгов и капиталов, катастрофическое снижение инвестиционной привлекательности страны, отток капитала, убийствах и покушениях на политических оппонентов, борьбу со свободой СМИ и растущих масштабах фальсификации выборов, про избиение граждан во время мирных протестов, сфабрикованных уголовных делах и тотальную бесконтрольность «силовиков», про повышение уровня мракобесия в обществе и грабительскую пенсионную реформу.
Нет ни слова про то, что Россия превратилась в страну без перспектив и надежды и еще про многое другое. Просто всего этого обещано не было, хотя как раз это и было воплощенно в жизнь.
Обещания 2011 года — это не первое «обещалки» от российской власти. Еще более показательными стали их фантазии от 2008 года, названные «Стратегия-2020».
«Стратегия 2020» — документ, декларирующий цели, которые следовало достичь правительству России до 2020 года. Утверждён распоряжением правительства 17 ноября 2008 года. Концепция должна была использоваться как руководство при формировании документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти.
По состоянию на 2020 год программа осталась нереализованной. Но что же было обещано?
Тут она в файле .pdf.
Что сделано:
- Планировалось повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 году по паритету покупательной способности (ППС) до 3,8% в 2015 году и 4,3% в 2020 году. Доля России в мировом ВВП по ППС не выросла, а снизилась — до 3,16% в 2017 году. В 2019 году по ВВП по ППС на душу населения Россия занимала 50-е место в мире. Не пятое, как планировалось.
- ВВП на душу населения должен был вырасти c 14 тысяч долларов в 2007 году до более чем 30 тысяч долларов в 2020 году, как написано в «Стратегии» — до среднего уровня государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По этому показателю Россия недалека от цели — 28 957 долларов. Только в странах ОЭСР (наиболее развитых экономиках мира) этот показатель уже около 45 тысяч долларов.
- Планировалось, что в Москве будет финансовый центр мирового уровня. На деле из-за осложнений отношений с Западом и проблем с устойчивостью курса национальной валюты по индикатору Global Financial Centres Index (GFCI) Москва снижалась в рейтинге мировых финансовых центров. В 2018 году столица России заняла 83 место.
- Провалилась вся программа, связанная с защитой инвестиций. За прошедшие с 2011-го годы прямые иностранные инвестиции практически обнулились из-за внешней политики.
- Не удалось снизить занятость в бюджетном секторе.
- Вместо интеграции вузовской науки в общемировую введены ограничения на контакт университетских преподавателей с иностранцами.
- Не были реализованы даже скромные предложения по снижению репрессивности Уголовного кодекса и приведению к состоянию, адекватному рыночной экономике.
- Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса не были перераспределены в пользу муниципалитетов, развитие бизнеса не стало приоритетом местных властей.
- Фактически остановилась приватизация, во всех секторах экономики снижается уровень конкуренции.
- В 2008 году правительство хотело снизить количество бедных в два раза — с 13,4 до 6−7% в 2020 году. Этот процесс идет не по графику — в стране примерно 13% до сих даже по официальным данным. По подсчетам экспертов таких 35% россиян.
- Не реализована программа увеличения адресности помощи бедным, создания универсального пособия для бедных вместо набора разрозненных выплат и идея минимального гарантированного дохода для людей в состоянии крайней бедности. Только сейчас начинает обсуждаться идея увеличения вычетов по НДФЛ до размера прожиточного минимума.
- Почти не осуществлена идея допуска гражданских организаций к оказанию социальных услуг, которые традиционно оказывает государство. В социальном секторе не стимулируется конкуренция.
- Не повысиласm самостоятельность бюджетных учреждений.
- Не остановилась централизация во всех сферах управления: и регионы, и муниципальные образования стали еще более зависимы от федерального центра.
- Главное, что не получилось (и не могло получиться), — это перейти к новой модели экономического роста, ориентированной на увеличение производительности труда и длинные внутренние источники инвестиций. Наоборот, за 2013–2019 годы силовикам удалось отвадить от инвестиций в Россию всех, у кого есть возможность вывести средства за границу и инвестировать там.
Статья из газеты правительства РФ «Российская газета» за 2008 год.
Самое смешное во всех этих обещаниях и стратегиях, что до сих пор есть имбецилы, верящие всем этим ребятам. Их 20 лет разводят, а они все равно за них голосуют. Это, конечно, уже что-то медицинское…