Мем Ждун — в России это больше, чем смешная картинка из интернета. Это иллюстрация к многовековой подлинной национальной идее.
Изначально Ждун (Homunculus Loxodontus — помесь насекомого и слона) — скульптура голландской художницы Маргрит ван Брифорт, созданная в 2016 году для нидерландского Лейденского университета.
Ждун сидит на скамейке перед детской больницей LUMC в Лейдене. Автор посвятил ее пациентам, ожидающих приема у врача. Ван Брифорт просто создала им компаньона, чтобы им не было одиноко.
Про мем Ждун, и это редкое явление, точно известно, где и когда он родился. Всё началась с поста на сайте «Пикабу», в котором было приведено изображение арт-объекта и рассказана его история. И тут в комментариях появилась эта картинка…
И пошло-поехало…
Мем Ждун — лучший мем 2017 года. А на самом деле в России это до сих пор — лучший мем. И вот почему…
В 2017 году, в тогда еще не захваченной властью газете «Ведомости», политолог Дмитрий Травин опубликовал статью «Русский ждун«, где назвал Ждуна новым национальным символом.
И речь именно о меме, а не собственно о скульптуре голландки, которая видимо до сих пор не поняла, почему её Ждун стал мегапопулярным в России.
Как пишет Травин, «русский ждун грустный, ленивый и вялый. Но симпатичный. Он оброс жирком, повесил нос и сложил ручки на животике со складками жира, поскольку в стране давно царит застой и нет условий ни для политической, ни для гражданской, ни для инвестиционной активности. Но ждун – оптимист. Он не отчаивается. Он затаился и ждет».
Травин верно подметил — русские вот уже тысячу лет как «ждут». В разные эпохи и у разных слоёв населения были и есть свои ожидания, но общее состояние «терпежа ради будущего» здесь практически вечно.
Наш человек всю жизнь чего-то ждет и умирает, так и не дождавшись. Это и есть русская национальная идея и даже объяснение «загадочности» русской души. Из последних массовых ожиданий на Руси — ожидание коммунизма и светлого будущего с 1917 по 1991 годы.
Как пишет Травин, «при социализме ожидание стало по-настоящему всеобъемлющим и всеохватывающим. По утрам народ тоскливо ждал автобуса, чтобы добраться до работы.
На работе столь же тоскливо ждал распоряжений начальства. Но больше всего ждал окончания рабочего дня, поскольку никакого смысла в распоряжениях начальства не было. Вечером он долго ждал, стоя в очереди за дефицитным товаром.
Часами ждал продуктов. Месяцами – импортной мебели. Годами – обещанной властями отдельной квартиры. Какое-то время ждал еще коммунизма и мировой революции, но от них отказался раньше, чем от продуктов, мебели и приличного жилья.
Ждал еще, пока умрет Брежнев. Но без особой надежды, поскольку от преемника не ждал никаких преобразований. Энергии возникшего внезапно во главе страны Горбачева сильно удивился и стал ждать от него халявы. А не дождавшись, сосредоточил внимание на Ельцине. И потом ждал «Волгу» за ваучер, сапоги для жены от МММ и кредиты для бюджета от МВФ.
Популярнейшим рекламным роликом эпохи Ельцина стал «Ждем-с» с генералиссимусом Суворовым, постящимся за царским столом и ожидающим звезды от императрицы. Это была, собственно, даже не реклама позабытого нынче банка, а краткое кинематографическое выражение чаяний новой русской элиты.
Ожидание разнообразных милостей от власти. Собственности, привилегий, наград, госбумаг с высокой доходностью и низким риском, а также соучастия в управлении страной. Русский ждун совсем уже было подумал, что жизнь удалась, но дождался лишь девальвации и дефолта августа 1998 года».

Еще одна (точнее, дополняющая) точка зрения на феномен Ждуна: «Этот странный персонаж заполняет пустоту, а общество ждет, само не зная чего, — полагает социолог Алексей Рошин. — Люди боятся нарушить стабильность, потому что в их представлении любые перемены всегда ведут к худшему. В этом заключается путинский консенсус. Поэтому в знак самоиронии появился Ждун.
Но это и признак общего обеднения интеллектуальной и духовной ситуации, потому что в России больше не происходит ничего интересного».
Это, не всегда осознанное, понимание символичности и архитипичности для России голландского арт-объекта ярко проявилось в мемах (в основном в так называемых фотожабах) со Ждуном, наводнивших Рунет в 2017 году. Недаром среди них так много коллажей с хрестоматийными картинами русской живописи. И отсылок к политической ситуации.
Здесь собраны 30 самых лучших, которые уже можно считать классикой.