Иисус — реальный человек? Существуют ли научные доказательства существования Христа? Здесь ответы на эти вопросы.
Здесь собраны только объективные знания, которые помогут дать непредвзятый научный ответ на вопрос: «Был ли Иисус Христос реальной фигурой?».
В то время как миллиарды людей верят, что Иисус из Назарета был одной из самых важных персон в мировой истории, есть немало скептиков отвергающих идею о его земном существовании. Например, опрос, проведенный в 2015 году Церковью Англии, показал, что 22% взрослых в Великобритании не верят, что Иисус был реальным человеком.
Однако среди ученых, изучающих Новый Завет христианской Библии, практически нет разногласий по поводу того, что он действительно жил.
Лоуренс Микитюк, доцент библиотековедения в Университете Пердью и автор статьи 2015 года в журнале Biblical Archaeology Review о внебиблейских свидетельствах об Иисусе, отмечает, что и в древние времена не было споров по этому вопросу.
Научные доказательства существования Христа
«Еврейские раввины, которым не нравился Иисус или его последователи, обвиняли его в том, что он был магом и сбивал людей с пути, — говорит он, — но они никогда не говорили, что он не существовал».
Археологических доказательств существования Иисуса не существует.

Не существует никаких окончательных физических или археологических доказательств (например, дома, на котором написано что здесь жил Спаситель) существования Иисуса. «Нет ничего убедительного, и я не ожидал этого», — говорит Микитюк. «Крестьяне и плотники обычно не оставляют археологических следов».
«Реальность такова, что у нас нет археологических записей практически ни о ком, кто жил во времена и в месте Иисуса», — говорит профессор религиоведения Университета Северной Каролины Барт Д. Эрман, автор книги «Did Jesus Exist? The Historical Argument for Jesus of Nazareth«.
«Отсутствие доказательств не означает, что человек в то время не существовал. Это значит, что она или он, как и 99,99% остального мира в то время, не оказали никакого влияния на археологическую летопись».
Именно поэтому ученые задают вопросы о подлинности прямых реликвий, связанных с Иисусом. Таких как терновый венец, который он якобы носил во время распятия (один из возможных образцов хранится в соборе Нотр-Дам в Париже), и Туринской плащаницы, льняного погребального полотна, на котором якобы изображен его лик.

Однако археологам удалось подтвердить некоторые важные элементы новозаветной истории об Иисусе.

Хотя некоторые оспаривали существование древнего Назарета, описанного Библией города, где родился Иисус, археологи нашли его и раскопали дом с каменным двором, гробницы и цистерну.

Они также нашли вещественные доказательства римских распятий, подобных тому, что описано в Новом Завете.
Документальные свидетельства за пределами Нового Завета ограничены.

Наиболее подробные сведения о жизни и смерти Иисуса содержатся в четырех Евангелиях и других сочинениях Нового Завета. «Все они являются христианскими и, очевидно и понятно, предвзяты в том, что они сообщают, и должны быть оценены очень критически, чтобы установить любую исторически достоверную информацию», — говорит Эрман.
Но их главные утверждения об Иисусе как исторической фигуре — еврее, имевшем последователей, казненном по приказу римского губернатора Иудеи Понтия Пилата во время правления императора Тиберия — подтверждаются более поздними источниками совершенно не связанных с христианством и его последователями, а порой и противостоящих им.
В течение нескольких десятилетий после его жизни Иисус упоминался еврейскими и римскими историками в отрывках, которые подтверждают части Нового Завета, описывающие его жизнь и смерть.
Историк Иосиф Флавий написал один из самых ранних небиблейских рассказов об Иисусе.

Еврейский историк первого века Иосиф Флавий, дважды упоминает Иисуса в «Иудейских древностях» — массивной 20-томной истории еврейского народа, созданной около 93 года нашей эры.
Считается, что Иосиф родился через несколько лет после распятия Иисуса, около 37 года н.э. Иосиф был аристократом и военным лидером в Палестине, служил командиром в Галилее во время первого восстания евреев против Рима в 66-70 годах н.э.
Хотя Иосиф не был последователем Иисуса, «он был рядом, когда зарождалась ранняя церковь, поэтому он знал людей, которые видели и слышали Иисуса», — говорит Микитюк.

В одном из отрывков «Иудейских древностей», где рассказывается о незаконной казни, Иосиф называет жертву, Иакова, «братом Иисуса, называемого Мессией».
Хотя немногие ученые сомневаются в подлинности этого короткого рассказа, больше споров вокруг более длинного отрывка Иосифа Флавия об Иисусе, известного как «Testimonium Flavianum» («Свидетельство Флавия»), который описывает человека, «совершившего удивительные дела» и осужденного на распятие Пилатом.
Микитюк согласен с большинством ученых в том, что христианские переписчики изменили часть отрывка, но не вставляли его в текст целиком.
Тацит связывает Иисуса с его казнью Понтием Пилатом.

Другой рассказ об Иисусе содержится в «Анналах императорского Рима» (или просто «Анналах Тацита»), истории Римской империи первого века, написанной около 116 года н.э. римским сенатором и историком Тацитом.
Рассказывая о сожжении Рима в 64 году н.э., Тацит упоминает, что император Нерон ложно обвинил «лиц, называемых христианами, которых ненавидели за их беззакония… Христос, основатель этого имени, был предан смерти Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи в царствование Тиберия».

Как римский историк, Тацит не имел никаких христианских предубеждений в своих рассуждениях о преследовании христиан Нероном, говорит Эрман. «Почти все, что он говорит, совпадает — с совершенно иной точки зрения, с точки зрения римского автора, презиравшего христиан и их суеверия, — с тем, что говорит Новый Завет: Иисус был казнен правителем Иудеи Понтием Пилатом за преступления против государства, и после него возникло религиозное движение его последователей».
«Когда Тацит писал историю, если он считал информацию не совсем достоверной, он обычно писал об этом для своих читателей», — говорит Микитюк, подтверждая историческую ценность отрывка. «В отрывке, где упоминается Христос, нет такого указания на потенциальную ошибку».
На Иисуса ссылаются и другие римские тексты.

Незадолго до того, как Тацит написал свой рассказ об Иисусе, римский губернатор Плиний Младший написал императору Траяну, что первые христиане «пели гимны Христу, как богу». Некоторые ученые также полагают, что римский историк Светоний упоминает Иисуса, говоря о том, что император Клавдий изгнал из Рима евреев, которые «постоянно устраивали беспорядки по наущению Христа».
Эрман говорит, что эта коллекция отрывков из нехристианских источников, возможно, не дает много информации о жизни Иисуса, «но она полезна для осознания того, что Иисус был известен историкам той эпохи. И никто из них не считал его выдуманным персонажем».