Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Это наиболее полный каталог «Советские игры для детей на улице (во дворе)». Здесь самые популярные в СССР игры для детей на свежем воздухе с фотографиями, описанием и прочей детализацией.

Советские дети и подростки, заставшие в юном возрасте ту реальность, это примерно люди (самое позднее) 1980 года рождения. Да, у родившиеся в этот год подростковая жизнь проходила уже после 1991 года, но традиции еще жили. Какое-то время.

Правда из-за них часто происходит путаница. Множество подборок в интернете про «детство в СССР» и о «нашем счастливом детстве в СССР» рассказывает о сериале «Санта-Барбара», покемонах, игре во вкладыши, мультфильмах «Черный плащ» и «Чип и Дейл» и прочем. Какая «Санта-Барбара» и покемоны в СССР?! Окситесь!

Про вкладыши от жвачек = это вообще «два мира — два детства» — настоящие реальные советские дети жевали гудрон.

Про «Чипа и Дейла» и «Утиные истории» (они шли по ТВ в одном блоке «Уолт Дисней представляет») еще можно что-то сказать, их начали показывать в СССР в январе 1991 года, но согласитесь, никакой приметой советской эпохи они быть не могли даже хронологически, не говоря уже эстетически.

Настоящие советские дети ни видели ни одного американского мультфильма, тем более мультсериалов от Disney. Ни единого!

Чистый не замутненный СССР — это время примерно до 1987 года. Кстати, ровно 70 лет с 1917-го. Дальше уже можно сказать «перестройка» — время, которое стало отдельной эпохой, при том что оно длилось лишь 4 года. Для сравнения: Путин у власти больше 23 лет.

В общем эти возрастные «пограничники», родившиеся уже в 80-е, всех путают, но даже этим, лишь зацепившим СССР людям, сейчас около 45 лет. И время неумолимо стирает реальную, а не мифическую, память о том времени. А большинство явлений советской эпохи сейчас просто исчезло.

Среди них и культура детских дворовых игр. Её больше нет. А для советских детей времяпрепровождение во дворе — это и были детство плюс юность. Еще немного школа, лагеря, секции-кружки и походы.

В 20-х годах 21 века дети играют в видеоигры или сидят с телефоном. Это неплохо или хорошо, просто другие времена, даже эпоха. А в СССР для детей двор был центром их Вселенной. И в этом центре находилось всё, что можно назвать «Советские игры для детей на улице (во дворе)».

Через игры советские дети постигали мир, по сути, учились жить. Также они могли выявить скрытые таланты или принести ранее малозаметному «забитому» ребенку популярность из-за того, что у него хорошо получалось играть во что-то, используя, к примеру, свой интеллект.

В списке «Советские игры для детей на улице (во дворе)» собраны только дворовые игры или как их называли тогда (да и сейчас)  — подвижные. «Настолок», игр на бумаге, всяких солдатиков или того, во что играли в помещениях, типа «Вы поедете на бал?», здесь (почти) нет.

Убрав всю лирику здесь в основном описаны правила таких игр. В общем, поехали…

Советские игры для детей на улице (во дворе) с фотографиями, описанием и прочей детализацией.

Содержание показать

1. Резиночки

Советские игры для детей на улице (во дворе)

Ключевой элемент игры — резинка, натягиваемая между двумя девочками, точнее их ногами. Остальные игроки перепрыгивают через нее. В идеале в игре участвуют от трех до четырех человек.

Каждый участник выполняет определенные виды прыжков и комбинации прыжков, а резинка удерживается на разной высоте — от уровня щиколоток («первый» прыжок) до уровня шеи («шестой» прыжок).

Видео: как играть в резиночку

Как играть в резиночку?

Если прыгунья совершает ошибку, она должна поменяться местами с участницей, удерживающих резинку. Если игроков четверо, то пары меняются местами, когда оба игрока в паре допускают ошибку.

2. Классики

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Вам понадобится мел, асфальтированная площадка и камень (шайба). Мелом нарисуйте четырехугольники с цифрами от единицы до 10.

В классики (что редкость) можно играть даже в одиночку, но количество участников неограниченно. Цель заключается в том, чтобы попасть камнем (или шайбой) в один из четырехугольников, затем допрыгнуть до него с помощью одной или обеих ног и вернуться обратно тем же путем.

Победителем становится игрок, которому удастся пройти весь путь от 1 до 10.

3. Бояре

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Игра «Бояре» (современная реконструкция)

В этой игре совместились две старинные забавы: от игры «Бояре» с сельских и ку­печеских молодежных вечеринок появилась песня, а от мальчишеской «Цепи кованые» (другое название — «Кандалы») — действие.

Участники этой игры делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, держась за руки, на расстоянии 10-15 метров от цепочки противников. Обе команды двигаются навстречу противоположной цепочке, повторяя определенные фразы (варианты разнились по регионам и республикам). На во­про­се навстречу идет одна команда, на ответе — вторая:

— Бояре, а мы к вам пришли! (Идут вперед) — Молодые, а мы к вам пришли! (Идут назад)
Бояре, а зачем пришли? (Идут вперед)  Молодые, а зачем пришли? (Идут назад)
— Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна!
— Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?
— Бояре, нам вот эта нужна! 
(Показывают на одного из игроков чужой команды, заранее договариваются, какого именно; пол не имеет значения)  Молодые, нам вот эта нужна!
— Бояре, она дурочка у нас! Молодые, она дурочка у нас!
— Бояре, а мы пряничка дадим! Молодые, а мы пряничка дадим!
— Бояре, у ней зубки болят! Молодые, у ней зубки болят!
— Бояре, а мы к доктору сведем! Молодые, а мы к доктору сведем!
— Бояре, она доктора прибьет! Молодые, она доктора прибьет!
— Бояре, а мы плеточкой ее! Молодые, а мы плеточкой ее!
— Бояре, она плеточки боится! Молодые, она плеточки боится!
— Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту на век!

Диалог заканчивается фразой: «Бояре, откройте ворота, дайте нам невесту навсегда».

После этих слов выбранный на роль невесты игрок разбегается и старается прорвать сцеплен­ные руки противников. Если ему это удается, он может забрать в свою команду одного из чужаков, если нет — сам присоединяется к другой команде («выхо­дит замуж»). Та команда, в которой остался один игрок, проиграла.

4. Колдунчики или «Чай — чай — Выручай!»

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

В этой игре игроки убегают от ведущего, как в пятнашках или догонялках. Ведущий догоняет игрока и «салит» (касается рукой). После этого «заселенный» игрок должен стоять на месте, вытянув руки, а любой другой игрок может подбежать к нему и «спасти» его. Задача ведущего — не отходить далеко от игроков, которых он уже пометил, и не подпускать к ним никого.

Также эта игра известна как «Чай — чай — Выручай!». Только там нужно не просто стоять, а громко звать на помощь: «Чай-чай-выручай!». Задача водящего — не дать «спасателям» приблизиться к орущим и «заколдовать всех». Количество играющих: любое.

Была еще летняя версия «Колдунчиков». Бегать вокруг и пытаться обрызгать друг друга водой из бутылок. Как правило, все промокают в течение первых пяти минут игры, но это очень весело.

5. Казаки-разбойники

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игроки делятся на две команды: Казаки и Воры (разбойники). Обе команды договариваются о территории, на которой они будут играть. Это может быть двор, лестница, улица или даже несколько дворов. Воры придумывают секретное слово. Казаки уходят куда-нибудь (или поворачиваются), чтобы не видеть воров.

Воры убегают, оставляя мелом метки — стрелки (на стенах, деревьях, асфальте и т.д.), показывающие направление, в котором они движутся. Казаки должны по этим меткам найти воров и привести каждого из воров в «тюрьму» и охранять его, пытаясь заставить его выдать секретное слово.

В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой, кидают на землю, дают подзатыльник). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Разбойники могут подбегать друг к другу и говорить «зелёная печать, можно убегать», тем самым они освобождают другого разбойника.

«Разбойники» в свою очередь пытаются захватить штаб «казаков», чтобы победить. Разбойники могут захватить штаб только вместе и во время игры. Казаки не имеют права ходить возле штаба туда-сюда.

6. Вышибалы

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Вышибалы — два игрока — стоят на противоположных сторонах. Остальные игроки находятся в центре. Вышибалы должны попасть в одного из игроков из группы в середине мячом — вышибить его. Игроки в центре должны увернуться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры.

Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч (но они не могут поднимать мяч с земли, иначе они тоже выбывают). Когда в центре остается только один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему это удается, все выбывшие игроки возвращаются в игру.

7. Тише едешь, дальше будешь — стоп (Green light — Red light)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Как только водящий замолкает и поворачивается лицом к игрокам, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

В 2021 году игра стала мегапопулярной во всём мире. И это при том, что эпоха дворовых игр, как казалось, прошла лет 20 назад.

Игра в Кальмара | Первая Игра | 1 сезон

Всё благодаря корейскому сериалу «Игра в кальмара», где в первой серии, когда еще игроки не знают всех правил игры до конца, они играют в «Тише — едешь» (по-английски эта игра известна как Grenn light — Red light — зеленый свет — красный свет).

8. Ножички (Земля, Земельки)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игроки рисуют ножом круг на земле. Затем по очереди пытаются воткнуть нож в «территорию» другого игрока. Если нож втыкается, по линии лезвия проводится линия до границ участка, при условии, что бросавший мог дотянуться до границ, стоя на своей «земле».

Участок делился надвое, большая часть остаётся «владельцу», меньшая — «нападающему». Граница между своей и захваченной «землёй» стирается, новой границей становится прочерченная линия.

Переход хода производился либо при промахе, либо если оговорено, что броски идут по очереди. Выбывал из игры тот игрок, который уже не мог простоять на своём участке определённый отрезок времени (обычно вёлся счёт секунд по числу лет участника).

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
У художника Сергея Волкова есть серия «Забытые детские игры взрослых», где взрослые как бы воссоздают игры своего детства. Тут как раз «Ножички».

Если отрезался кусок, не граничащий со своей «землёй» (анклав), то следующим ходом игрок должен был прорубить к нему «коридор» (в некоторых вариантах — такой ширины, чтобы на нём можно было устоять). Если сделать «коридор» не удавалось, то отрезанный кусок возвращался прежнему владельцу, «захват» аннулировался.

В случае, если территория игрока была отрезана от «Солнца» (то есть была окружена территорией соперников), игрок совершал ход с закрытыми глазами.

Иногда игроки договаривались о возможности играть с «колбасой». Колбаса или колбасить — возможность чертить не ровную линию, а закривлять ее ближе к своему участку в случаях когда игрок не дотягивался до конца со своего участка.

9. Колечко-колечко

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Игра «Колечко», фото 2010-х годов.

Игроки сидят в ряд и держат руки вместе, образуя форму чашки. Ведущий держит в руках небольшой предмет, например, монету, пуговицу или кольцо.

Ведущий по очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.

Игрок, получивший «колечко», не должен подавать виду, что он его получил, а должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.

После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, у которого в руках оказалось «колечко» должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.

Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он.

10. Море волнуется раз

13. Море волнуется раз .. СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!»

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него.

Утренний эфир / Игра "Море волнуется раз"

Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Если участник показывает хорошо и его задумку быстро угадывают, он в выигрыше. Проигрывает тот, чью фигуру угадывают с трудом: он и становится ведущим.

11. Города (танчики, кораблики и прочие подобные игры с ножом)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Количество игроков не ограничено. Можно играть и «каждый за себя» и объединяясь в команды. В начале игры участники на некотором расстоянии друг от друга (обычно, несколько десятков метров) чертят круги на земле, внутри которых пишут название своего города.

Затем игроки начинают по очереди метать нож в землю. Сначала игрок стоит на своём «Городе», и в том месте, куда нож воткнётся в землю, он рисует фигуру, условно изображающую боевую единицу.

Тип фигуры зависит от того, каким способом держался нож во время броска и каким способом производился бросок. Разнообразие фигур и способов бросков очень велико, и порой различается даже между соседними дворами.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Воткнув нож в землю и нарисовав на ней фигуру, игрок встаёт на неё и производит следующий бросок. В случае промаха игрок теряет право хода и передаёт его следующему участнику. Цель игры — выстроить цепочку из фигур от своего города до вражеского и захватить вражеский город.

При столкновении двух враждующих цепочек фигур, игрок для продолжения своей цепочки должен укорачивать цепочку противника, втыкая во вражеские фигуры нож тем же способом, которым они были поставлены. Обходить вражескую цепочку, чтобы добраться до чужого города, запрещено.

После уничтожения всех фигур из вражеской цепочки, начинается штурм города. Для того чтобы захватить город, нужно поставить в него некоторое количество фигур (например, сто танков). Игрок, город которого захватили, считается проигравшим и выбывает из игры. Выигрывает игрок, захвативший все города.

12. Кис-мяу (Кис-Брысь-Мяу)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок — спиной). Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает «кис?».

Если игрок говорит «брысь», то тот продолжает выбирать. Если игрок говорит «мяу», то у этого игрока спрашивают «какой цвет?». Игрок называет цвет и выполняет задание, которое соответствует выбранному цвету.

Значения цветов: Белый — «пять минут наедине». Т. е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел. Зеленый — три вопроса на «да». Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только «да».

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Причем вопросы задавались каверзные, типа «Ты его любишь»? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Красный — означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко. Розовый — поцелуй в щечку. Желтый — три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права).

Конечно, все задавали вопросы «с подковырками» и частенько очень личные, но ответы как правило держались втайне. Оранжевый — пройтись под ручку определённый маршрут. Синий — поцелуй ручки. Фиолетовый — три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку).

13. Картошка (Горячая картошка)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Картошка (Горячая картошка, Собачка, Мяч по кругу) — игра, где необходима ровная площадка и мяч. Количество игроков: не меньше 3. Игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу в «волейбольной манере», не ловя его. Тот, кто не смог отбить мяч (принять), садится в центр круга (в котёл).

Сидя в «котле», он может попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но подниматься с корточек нельзя (если иное не оговорено правилами, но вообще «картошка не растёт»). Прыгать приходится как лягушка: на корточках, не вставая на ноги.

Если игроку удалось поймать мяч, будучи в «котле», он освобождает себя и других «пленных», а игрок, последний коснувшийся мяча перед этим, занимает их место.

Игра в картошку (Антизоолетие 2011)

Игроки, перебрасывающие мяч, могут бить (как в волейболе) по сидящим в «котле» — «окучивать» их. В этом заключается самое зверство игры. Но есть риск — сидящие могут поймать мяч, а в случае промаха по группе «картошки», игрок присоединяется садится в котёл.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется только один игрок или она не надоест участникам.

14. Прятки классические

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Сначала выбирают водящего. Для этого есть сотни считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). В это время игроки прячутся. Досчитав до говоренного числа, водящий кричит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать».

Задача у игроков спрятаться так, чтобы водящий их не нашел. У водЫ (водящего) — наоборот.

Когда водящий находит одного из игроков, он должен дотронуться до него, а затем бежать обратно к точке, где считал — стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, он(а) со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы: «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся). «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от точки счета и можно выбираться из укрытия.

15. 12 палочек

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Разновидность пряток, но более сложная и более увлекательная. Тут уже нужен инвентарь — небольшая доска и 12 палочек — веточки, сучки и т. д.

Перед нача­лом игры участники считалкой выбирают водящего. А также сооружают специальную кон­струк­цию: на камень, кирпич или другой предмет подходящего размера кладут дощечку, получается что-то вроде подкидной доски. Один ее конец лежит на земле, второй поднят над землёй.

На нижний конец доски кладут двенадцать небольших палочек (веточек, сучков, деревяшек, карандашей и т. д.), а затем, воспользовавшись доской как рыча­гом, один из участников их разбрасывает.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

 

Пока ведущий восстанавливает всю конструкцию, участники должны спрятаться. Цель водящего: найти спрятавшихся игроков и не дать им добежать до точки с «12 палочками». У игроков, соответственно, не попасться и «разбить» палочки.

После того как палочки собраны и уложены на дощечку, водящий начинает искать спрятавшихся, как и в стандарт­ных прятках. Если нашел — бежит до палочной конструкции и «застукивает» игрока со словами типа: «Туки-туки за (Петю, Машу и т. п.)».

Кстати, именно из этих игр пошло выражение «Застучать за чем-то…» — застать за каким-то нехорошим делом.

Самое интересное отличие от классических пряток здесь в том, что во время пои­сков водЕ опасно далеко отходить от конструкции с 12 палочками. Её может «разбить» любой игрок (при этом он должен крикнуть что-нибудь типа «Разбил»), и тогда водА должен начинать всё с начала — восстанавливать конструкцию, а за это время все «застуканные» игроки могут снова прятаться.

Игра в 12 палочек — фрагмент фильма «Зимородок», 1972 год.

Обычно базу разбивали два типа игроков: застуканный, но первый добежавший до неё или любой игрок, увидевший из укрытия, что базу никто не охраняет.

Избавиться от роли водящего в такой игре достаточно сложно. Но если все игроки обнаружены, и никто не сбил дощечку, то выбирается новый водящий — первый найденный игрок.

16. Ручеёк

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Участники (теоретически от 4—5 пар, чем больше, тем лучше) разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель.

В первом варианте есть водящий — он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д.

Для большей интенсивности процесса при большой длине «ручейка», может быть сразу несколько водящих. Распространена разновидность игры, при которой пробегающую в тоннеле пару могут останавливать другие игроки, опуская сцепленные руки; в этом случае пара должна поцеловаться.

Во втором варианте чётное количество участников и пары постоянны, просто пары с одного конца тоннеля переходят по нему в другой конец, и т. д.

Часто игра идёт под музыку. Чем быстрее течёт «ручеёк», тем веселее. Смысл игры для участников часто сводится к возможности постоять, взявшись за руки, с интересными людьми и пообщаться один на один. Это почти как парные танцы, но только для детей.

17. Клёк (Пекарь)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

У этой крутой игры много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. Трудность в другом, почти в каждом дворе были свои варианты игры. Свести их к единообразию крайне сложно. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему…

На асфальте мелом рисуют маленький круг и ставят в него банку (консервную или из под кофе, иногда пластмассовую бутылку из под белизны или баллон дихлофоса) — клёк (рюха, банка).

От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий — званий. Игроки находят длинные палки, обычно сломанные хоккейные клюшки, швабрами, черенками лопаты или что-то вроде. Некоторые вообще играли арматурой, но это уже полный привет.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Выбирается «пекарь». «Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить её из круга.

Необходимо выбрать очередность бросков для игроков. И тут своя мини-игра. Участники ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху (банку, бутылки и прочее) первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.). «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии.

Далее игроки битой по очереди пытаются выбить клёк. За каждую сбитую цель игрок повышался в «звании», то есть становится ближе к цели броска.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Начинают все с низшего — самого дальнего от банки «звания». Игрок старается выбить броском палки банку из круга, стоя на своём «звании». Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок.

Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. Игроки в это время проводят «штурм» – бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий».

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

«Пекарь» в это время бежит за «клёком», устанавливает его на место и защищает. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить клёк сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию — звание. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять сбить банку, с позиции своего «звания». Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой.

Когда все палки подобраны, игра продолжается.

При любом нарушении правил, пекарь объявляет о нарушении и сбивает клёк. Игрок, нарушивший правила, становится пекарем.

18. Слон (иногда Козёл)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона», иначе для всей команды не хватит места, и они проиграют.

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.

Несколько секретов. В «слоне» надо ставить самых высоких в хвосте – на них сложнее запрыгнуть, а меньшие ростом должны быть ближе к голове.

Самых слабых в «слоне» надо накрывать более сильными, потому что противник будет стараться как можно больше людей посадить на слабого и так заставить его упасть.

19. Жмурки

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают водЕ плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и «рассыпаются» в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока.

Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Играть, конечно, лучше в помещении, просто потому что там есть стены, но можно и на воздухе, ограничив игровое пространство.

20. Прыгалки-скакалки

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Иллюстрация к стихотворению «Верёвочка» Агнии Барто.

Девочки во дворах Советского Союза с утра до вечера прыгали со скакалками.

В каких-то регионах СССР этот простой предмет назывался «прыгалками»,. в каких-то — «скакалкой», у кого-то вместе покупных прыгалок использовался даже обрывок старой веревки, но суть была одна — девчонки с раннего возраста оттачивали мастерство прыжков через эти предметы.

Игр со скакалкой было множество, приведем лишь одну, а еще одна есть далее по списку.

21. Испорченный телефон

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Играть можно одной или двумя командами. Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке.

Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом.

Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат! Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обоих команд. Побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный.

22. Козёл или минусА

МЫ ИЗ 90-Х — ИГРЫ ИЗ ДЕТСТВА: КОЗЁЛ ИЛИ МИНУС ПЯТЬ (При уч. The Hatters, Андрюша Прокофьев)

Количество игроков не имеет значение. Дети по очереди били ногой по мячу, чтобы он ударился о стену, а на отскоке нужно через него перепрыгнуть. В другом варианте — просто суметь пробить следующему по очереди игроку с точки, где остановился мяч.

Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом».

Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянка».

23. Двадцать одно

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. 21 на ноге набиваешь, затем 15 на коленке, 10 на кулачке и 5 головой. Потом экзамен слитно: с ноги до головы, с головы на ногу.

Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше — всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

24. Войнушка

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Помните, «тай-тай налетай, кто в войнушку играй!»? 🙂 Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии «нашинских» и «ненашинских», вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков — автоматами. Позже у детей появилось множество игрушечного оружия.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игра максимально простая. Нужно было обнаружить «врага» и голосом имитировать стрельбу. Из-за каждого угла доносилось «та-та-та! Ты убит» — «Нет, ты меня только в руку ранил!!» — «А я как будто из последних сил…». — «Четыре-четыре, я на перерыве» — «Пять-пять — я в игре опять» и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой.

А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё «оружие» за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие — в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов платками.

25. Взятие снежной крепости (игра со снежками)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Это игра — более интересная вариация снежков. Чтобы в неё играть, как не трудно догадаться, нужна крепость.

Вначале из снега скатывают снежные шары из которых складывают крепость. Лучше, если крепость будет располагаться на возвышении. Размер и форма укреплённого снежного городка зависит от количества снега и числа игроков. Это может быть небольшая стена-укрытие или настоящая крепость, с башнями и воротами.

Игроки делятся на две команды. Для обеспечения баланса игры желательно, чтобы число обороняющихся было вдвое меньше, чем атакующих. Обе команды выбирают себе командиров и в течение 5-10 минут готовят запас снежков, которыми будут обстреливать противника.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Команда обороняющихся занимает места в крепости, команда нападающих — перед ней. По сигналу нападающие начинают штурм, цель которого — ворваться в крепость. Обороняющиеся препятствуют этому, обстреливая противника снежками и выталкивая из крепости.

Если в крепости закончились снежки, обороняющиеся могут подбирать снежки атакующих или предпринять рискованную вылазку, чтобы пополнить их запасы.

26. Царь горы

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Смысл игры заключается в захвате и удержании высоты на большом сугробе или снежной горке во дворе. Претенденты на звание «царь-горы» штурмуют эту высоту, чтобы буквально скинуть стоящего на вершине «правителя» с горы всеми способами. Игра может быть индивидуальной (каждый за себя) или командной.

27. Раскопай руку (мина, сапёр)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Первый играющий закладывает мину — зарывает свою руку в сухой песок и с этого момента его рука превращается в «бомбу», точнее «мину». Другой игрок — «сапер» должен разминировать «бомбу».

«Сапёр» начинает откапывать бомбу, аккуратно, стараясь не коснуться. В случае касания «игрок-бомба» дает предупреждение («раз-касание…», «два-касание…») на третье касание «бомба» взрывается (рука резко вынимается из песка).

Хитрости игры:

  • подкапывать руку лучше сбоку и снизу, тогда песок будет осыпаться сам;
  • когда осталось совсем немного песка на вашей бомбе его можно сдувать (берегите глаза!)
  • «бомбу» можно зарывать в разных, совершенно неожиданных для сапера вариантах: растопыренная ладонь, сложенная ладонь, кулак, «класс», «виктория» зарыть две руки, ногу, две ноги, обложить руку по периметру камешками, что запутает сапера и усложнит ему задачу и так далее.

Обычно играют два человека, соревнуясь, у кого больше получится успешных «разминирований», но можно играть группой, устроив турнир на выбывание.

28. Ромбики (ромбы)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Нашивки лейтенанта артиллерии в Красной армии.

Уже по названию понятно, что это — оригинальная советская игра. «Ромбики» называются так из-за ромбов — ими, точнее их количеством, обозначались воинские звания в Красной Армии до 1943 года. После были введены погоны и обозначение званий звездочками на них.

Для игры нужно много людей, не меньше 10-12 человек, чем больше, тем лучше. А также бумага и карандаш (ручка).

В игре требовалось знание всех воинских званий и их иерархии. На небольших клочках бумаги писались воинские звания — от маршала до солдата. Рядом со званием символом указывалось принадлежность к команде — либо звезда, либо свастика. Самыми высокими званиями (выше маршала) были «Сталин» и «Гитлер».

Каждый ромбик — бумажку со званиями и символами команд сворачивали в трубочку и перемешивали в, к примеру, шапке. Затем подбрасывали вверх и каждый брал «ромбик» с земли. Таким образом каждому участнику присваивалась команда и звание.

Команды разбегались в разные стороны и игра начиналась. Цель её была в том, чтобы «взять в плен» соперника. То есть его надо было догнать, но не это главное. Главное в том, что участник мог «взять в плен» только участника другой команды с меньшим званием.

Видео: современный вариант игры «Ромб»

Игра "Ромб"

Хуже всего было солдатам. Они вообще никак не могли вырасти в звании, поймав кого-то. Поэтому они просто убегали от всех. Если встречались игроки с одинаковыми званиями, они просто играли дальше — ничья.

Когда оставалось по одному человеку из каждой команды, игра заканчивалась. Было понятно, что у игрока одной команды было больше званий, и бегать еще час-два, ловя соперника, не имело смысла. Он мог сдаться.

Позже игру адаптировали для игры в детских учреждениях — лагерях, домах пионеров и т. д. Сталин и Гитлер, а также воинские звания исчезли. Появились разные варианты обозначения званий и команд. Это могут быть «красные» и «синие», «минусы» — «плюсы» (на ромбиках писали цифры сотен — 100, 200 и т. д.), но классическое разделение всё-таки на «русских» и «немцев».

Еще интересная особенность ромбов: игру можно было откладывать и доигрывать на следующий день.

29. Марки, фантики (позже, в 90-х годах, вкладыши)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Люди, пишущие, что во вкладыши играли в СССР — ничего о жизни в Союзе не знают. Никаких вкладышей от жвачек в там не было. Жвачки были, но без вкладышей. Они появились только в 1990-е годы.

Но игра — прародительница игры во «вкладыши» была. Но использовались в основном марки или фантики. В общем, что-то бумажное, желательно размером с почтовую марку или обертку от конфеты. Но чаще играли именно в марки. Их коллекционирование было очень распространённо, и они были практически у всех.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Играли так… Делаются ставки, к примеру, по три марки или как вариант, исходя из номинала (цены) марки. Игроков, к примеру, трое. Все марки (в данном случае 9) кладут стопкой на ровную поверхность (к примеру, подоконник, ступень подъезда, широкая скамейка и т. д.) вверх обратной стороной без изображения.

Первым бьёт игрок, у которого сумма номиналов марок (их цена) больше. При варианте, когда цена на объекте игры не обозначена, например, на вкладыше от жвачки, первого бьющего выбирают жребием или считалкой.

Итак, перед игроком стопка марок. Он немного согнутой ладошкой (лодочкой) или как ему удобно бьёт по стопке сверху – так, чтобы марки перевернулись стороной с изображением.

Игра на вкладыши. Правила игры в фантики 90 е

Перевернувшиеся марки уходят бьющему игроку, он их выиграл. Затем он должен перевернуть-выиграть остальные марки, но теперь он бьёт каждую марку отдельно. Не перевернулась — переход хода следующему участнику.

Как только все марки из ставки распределялись между игроками, кон окончен. Можно играть следующий.

В этой игре главный секрет — эффективный удар. Нужно было научиться бить так, чтобы фантик всегда переворачивался. Так как это происходило, в основном, за счет воздуха, который исходил от размашистого движения руки, то, к примеру, можно было бить плавно, сразу же уводя ладошку в сторону.

30. Трясучка (трясоган)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Главная азартная игра советских детей — трясучка или трясоган. Карманные деньги у советских школьников были — их выдавали на завтраки-обеды в школе или на мороженое и кино. А значит на них можно было играть.

Участники ставят деньги, при этом количество монет неважно, главное — у кого в сумме больше. Именно он и будет трясти. Когда ставки сделаны, игрок у кого она выше (большая сумма) — это «трясоган», очередность ходов других игроков определяется «высотой» (ценой) их ставок.

Все ставки — монеты берёт трясоган в ладонь лодочкой и накрывают другой ладонью, также лодочкой, после чего трясёт их. Монеты в ладонях перемешивались, трясущий разжимал ладони и мелочь падала на землю.

«Взятые» монеты — лежащие к верху «орлом». Решка — не взятые.  Трясоган забирает «орлов», но игра не окончена…

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
«Трясучка» — картина Сергея Волкова из серии «Забытые детские игры взрослых».

Теперь он может «взять» (выиграть) и оставшиеся деньги следующим способом: монету наибольшего номинала нужно было перевернуть орлом вверх ударом по ней монетой следующего по достоинству номинала.

Например, в игре остались монеты: 20 копеек, 10 копеек, 15 копеек и три по 5. Трясоган бил 15-ти копеечной монетой по 20-ти копеечной. Любая из перевернувшихся орлом монета — его. Он бьёт дальше.

Если монеты не переворачивались орлом — переход хода следующему игроку. Он также должен был перевернуть монеты. Не перевернул — следующий. И так далее. Как только все монеты уходили играющим игрокам, этот кон окончен, можно начинать следующий.

Трясоган на деньги был под запретом. Пойманных ребят могли исключить из пионеров, вызвать родителей в школу, объявить выговор перед классом, в общем подвергнуть репрессиям.

В уголовном кодексе тех времен была статья за организацию азартных игр, поэтому наказание за трясоган — это даже не столько нравы тех времен, а скорее следование законам того времени.

31. Рыбак и рыбка

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Фото, скорее всего, не из СССР, но игра та же.

Девчачья игра. Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников — перепрыгнуть скакалку. Если скакалка задевала ноги — игрок выбывает. Победитель — последний оставшийся игрок.

32. Пионербол

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Дворовый упрощенный вариант волейбола, в который играли как на спортивной площадке возле дома, так и на уроках физкультуры.

Участвуют две команды от трех до восьми человек в каждой. В центре поля натянута волейбольная сетка или просто веревка. Задача команды – забросить (а не забить ударом) мяч на поле противника так, чтобы он коснулся пола-земли.

Отличие от волейбола заключается в том, что мяч не обязательно отбивать, его можно и ловить. С мячом в руках игрок может сделать всего три шага, а после он обязан отдать снаряд товарищу по команде или перекинуть через сетку.

Обычно игра продолжается до определенного счета, допустим, 25. После этого команды меняются полями.

33. Кандалы (Цепочки, цепи-цепи, цепи кованы)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Главное условие: чем больше людей, тем интереснее и дольше получится игра. Участники делятся на две команды, примерно равные по силе и по количеству мальчиков и девочек. Команды соединяют руки, образуя таким образом две человеческие цепи, и встают друг напротив друга на расстоянии 5-10 метров.

Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»

Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого на вид). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»).

Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.

Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.

34. Бабки-дедки (игра с ножом)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игра на технику владения ножом. Произвольное количество участников и строго определенная последовательность выполнения бросков. Победителем назывался первый завершивший последовательность.

О порядке бросков договаривались заранее. Самые сложные броски надо было выполнить с первой попытки, иначе надо было начинать с начала. Падение ножа означало переход хода.

Порядок бросков (он сильно различался в зависимости от места проживания) мог быть таким:

  • Три броска любой техникой подряд;
  • «Бабка» — нож бросается с ладони в оборот «от себя»;
  • «Дедка» — бросок с тыльной стороны ладони в оборот «от себя»;
  • «Булка» бросок ножа с кулака (далее вариантов была масса: бросок с головы, локтя, плеча, колена, подбородка, губ, носа, рта, лба);
  • «Стопка» — с кулака, развёрнутого вертикально;
  • «Вилка» — бросок ножа с разведенных в стороны указательного пальца и мизинца;
  • «Проливуха» — бросок с разведённых указательного и большого пальцев;
  • «Солнышко» — бросок за клинок за спину;
  • «Качели» — нож раскачивается за клинок, после резким движением руки вниз посылается в землю
    пять бросков подряд без промаха.

Зачастую победитель мог изменить последовательность бросков в следующей игре или назначить свое упражнение.

35. Догонялки и Сифа

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

«Сифа» — строго говоря не игра во дворе, а внутри школы на переменах. Но в нее можно играть и на воздухе. Играли в неё исключительно мальчики. Всё дело в главном и единственном инвентаре для этой игры — той самой сифе.

Как правило, в её роли выступала грязная вонючая тряпка (реже губка) для протирки школьной доски от мела, либо половая тряпка.

Иногда, если тряпки не было, можно было играть любым не тяжелым предметом. Например, стирательной резинкой, но лучше тряпкой, ведь чем противнее «снаряд», тем активнее шла игра, которая по сути — слегка измененные догонялки. Но если в догонялках водЕ нужно коснуться рукой убегающих, то здесь — попасть в кого-нибудь «сифой».

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости. Кто-то брал в руки тряпку с доски и кидал её в стоящего рядом одноклассника с криком «Сифа!» (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегались от «сифы» врассыпную.

Важный момент: в игре принимают участие вообще все, даже те, кто не собирался в ней участвовать. Задача «сифы» — реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, после чего тот становится сифой, сифаком. Его именно так и начинают дразнить. Можно, конечно, свой новый статус игнорировать, но в 6-12 лет это довольно сложно.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Грязное пятно, появляющееся на одежде неудачливого игрока, это как бы метафора заражения. Получивший его пересекает символическую границу между чистым (здоровым) и грязным (зараженным). А быть изгоем в этом возрасте среди мальчишек — это не лучшее что может случиться с ребенком.

Важно было успеть «заразить» других «сифой» до конца переменки, иначе останешься «сифаком» на весь урок.

36. Лягушка

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки.

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже неё мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы – ты лягушка.

Для усложнения игры бросают мяч через голову или из-под ноги. Или делают это только ногой. Самым трудным вариантом является бросание мяча через голову и перепрыгивание через него повернувшись сзади.

37. Топорики (с ножом)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Играют два человека, сидя напротив друг друга. Игра ведётся до заранее оговорённого количества очков на деревянной поверхности. Складной нож складывается таким образом, чтобы лезвие и рукоятка образовали угол в 90 градусов — «топорик».

Кончик лезвия ножа втыкается на небольшую глубину в, к примеру, скамейку и игрок подводя пальцы под окончание рукоятки, делает резкое движение, заставляющее нож подскочить и совершить один или несколько оборотов в воздухе.

Если нож после этого втыкается в поверхность, то производят подсчёт расстояния между ней и окончанием рукоятки, подсовывая такое количество пальцев, какое туда пролезает.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Каждый палец оценивается в 1 очко. В тех случаях когда нож не воткнулся или воткнулся, но расстояние между скамьёй и окончанием рукоятки ножа слишком мало чтобы просунуть палец, происходит переход хода другому игроку.

В случае если нож воткнулся в доску, но рукоять свисает в стороне от доски — меряют пальцами расстояние до земли. В случае, когда нож падает на рукоятку лезвием вверх и сам удерживается в таком положении, наступает полный выигрыш (есть вариант когда такое положение оценивается в 500 очков).

В случае когда нож воткнулся кончиком в доску и раскрылся полностью(лезвие и рукоять в одной линии) наступает «кон» — выигрыш независимо от набранных очков или в зависимости от уговора, к примеру, 1000 очков.

38. Котёл (иногда — чика, расшибайка)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Это азартные игры со свинцовой биткой, поэтому объединены в одну подглавку.

«Чика» — простая игра, в отличии от «Котла». На асфальте мелом проводилась черта. В центр ставили стопку монет. С десяти шагов, по очереди, кидали свинцовую битку (её нужно было изготовить самостоятельно), стараясь попасть в деньги. Чья битка ложилась ближе к монетам, тот «разбивал» (начинал игру) первым.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Владимир Марков «Игра в «чику».

Нужно было ударом по монете перевернуть «орла» на «решку». или наоборот, в разных местах по-своему. Кто перевернул, тот забирал себе. Если не получалось, то очередь переходила следующему игроку. В этой нехитрой игре, нужны были ловкость и меткость.

«Котёл» — игра похожая, но более сложная и намного более увлекательная, и даже интеллектуальная. Тут уже нужна была стратегия.

Вырывалась неглубокая ямка — называлась «котел» или «кон». У каждого игрока был набор ставок — монеты (значки, пробки).  Задача — попасть в котёл свинцовой биткой. Но…

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Ребята плавят свинец и делают битки. Фрагмент картины Дины Ельцевой «Игры».

Изначально котёл (кон) почти пустой. Туда складывали все игроки по единице ставки — если значки — один значок, если пробки — одну пробку, если монеты — одну монетку.

Первый по очереди бросающий старался просто попасть в котёл, тогда он мог забрать по одной единице «ставки». Но, скорее всего, он в котёл не попадал, а битка падала где-то рядом. Или он мог специально бросить её максимально далеко.

Второй и последующие игроки могли выбрать — либо бросать в котёл, либо «стягивать» битки других игроков. «Стягивать» было выгоднее.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

«Стягивать» можно было так: если после броска ваша битка ложилась вблизи битки другого игрока (т.е. он мог, растянув пальцы, дотронуться до чужой битки одним пальцем, в то время как другой палец касался своей битки), то тот кого «натягивали», должен был положить единицу ставки (к примеру, одну копейку) в котёл.

Были еще варианты «стягивания»: если битки ударялись друг от друга, то «стягивание» умножалось на два (2 копейки), причем неважно было как далеко после этого улетала битка. А если битки посте броска накрывала битку соперника сверху — на три (3 копейки).

Таким образом, по мере игры, котёл наполнялся ставками. Порой монеты лежали горкой. И тот кто всё-таки попадал биткой в котёл, тот и забирал всё.

39. Квадрат

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Эта игра в упрощенном варианте до сих пор практикуется в футбольных школах и на тренировках даже профессиональных футболистов. Для игры нужен был мяч и кусок кирпича (мел), чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
Количество касаний не ограничено.

  • Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
  • Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
  • Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
  • Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

  • Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
  • Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
  • Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
  • Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.

При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.

40. Съедобное — несъедобное

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Все игроки выстраиваются в ряд или круг. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад.

Ведущий пытается запутать игрока, например, говоря подряд «яблоко — дыня — морковь — картофель», а потом вдруг произносит «железо». Самый быстро соображающий, ни разу за круг (т. е. когда мяч был брошен всем игрокам) не попавшийся на уловку водЫ, сам становится им.

41. Штандер (Штандер-стоп, Зевака, Стоп-мяч)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Возможно, самая старая из игр в этом рейтинге. В Европе в неё играли еще в 18 веке. Слово «Штандер» по некоторым версиям произошло от немецкого Ständer! — «Стоять!».

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.

Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» (или «Стоп!»). В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а водА должен попасть по игроку мячом.

Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча не отрывая ноги от земли разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.

Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра идет навылет, то есть до тех пор, пока останутся последние четыре игрока. Они и считаются выигравшими.

Игры нашего двора. Штандер-стоп

42. Выше ноги от земли (квач)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игра — вариант догонялок (салок). Играть лучше всего там, где можно на чем-нибудь повиснуть или на что-нибудь залезть. В игре нельзя «засалить» тех, у кого ноги не касаются земли, поэтому игроки стараются забраться повыше, но не забывают о том, что нельзя долго задерживаться на одном месте.

Первый пойманный начинал ловить других. Например: игроки становятся у подоконников в школьном коридоре, по команде запрыгивают на них. Кто последний — квач.

Его задача догнать кого-то из игроков и хлопнуть ладонью, передав ему квача. Но если игрок запрыгнул на подоконник или еще как-то исхитрился не касаться ногами пола, передать ему квача нельзя.

43. Хали-Хало (Гигантские шаги)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)
Instagram/ne_zabytye_igry

Эту игру часто путают со «Штандером», но это не одно и тоже. Дети становятся в круг, в центе водящий с мячом в руках подбрасывает мяч и называет имя игрока — «Хали-хало (например) Паша». Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, а все остальные разбегаются как можно дальше от него.

Как только игрок поймал мяч, кричит: «Хали-Хало стоп!» Все замирают на месте. Игрок с мячом выбирает любого другого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Затем называет, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

Шаги:
— гигантские — шаг на весь размах ноги;
— человеческие — обычные шаги;
— лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой;
— муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим);
— зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге;
— утиные — шаги вприсядку;
— лягушка прыжок;
— верблюжьи — нужно шагать туда, куда доплюнул.

Интересно, когда игрок называет сразу несколько видов шагов шажков, чтоб было веселее. Например, до Славы 3 гигантских, 1 зонтик, 7 лилипутских и 2 верблюда. Игрок с мячом выполняет все, что загадал, и должен бросить мяч в сторону загаданного игрока.

Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

44. Секретики

Тайное общество - Смешарики 2D | Мультфильмы для детей

Игра «Секретики» в мультсериале «Смешарики»

Что нужно: широкий выбор мелких объектов разной ценности, кусок стекла. Количество игроков: строго говоря, один. И узкий круг избранных для демонстрации.

Не столько игра, сколько тонкое искусство. В земле роется маленькая ямка. В ямку выкладываются сокровища – обрывки фольги, бусины, дохлые шмели, сушеные цветочки и шарики из подшипников. Вся экспозиция накрывается кусочком стекла и слегка присыпается землей.

Все, красота готова, а теперь нужно найти достойного ценителя и прошептать ему на ухо «А хочешь, секретик покажу?» и гордо продемонстрировать свое произведение. Скрапбукинг — жалкая пародия на секретики.

45. «Тридцать три» (баскетбольная игра)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

В это играли, если во дворе была площадка с баскетбольными кольцами. Количество участников не регламентировалось. Главное, чтобы не менее двух.

Перед началом игры игроки разыгрывают очередь бросками с шестиметровой линии. Промахнувшийся игрок имеет первую очередь и начинает игру броском со штрафной линии.

Бросаешь мяч в корзину, попал — три очка. Далее следующий бросает мяч, но именно с того места, где он поймал отскочивший от броска предыдущего игрока мяч. После того, как сумма набранных игроком очков достигнет 30-ти, следующие результативные попадания считаются за одно очко.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Если после броска игроком мяч не касается ни щита, ни сетки, ни кольца, вообще ничего, бросок игрока считается промахом. С промахнувшегося игрока списывается три очка.

Если после броска соперника мяч ничего не задел (промах) и вылетел за переделы площадки (аут), то следующий игрок бросает с точки выполнения штрафных бросков в баскетболе. Гораздо сложнее, когда мяч задевает либо кольцо, либо сетку, либо щит и вылетает в аут. Тогда следующий игрок выполняет бросок с линии аута в том месте, где уходящий мяч её пересек.

И так до тех пор, пока кто-либо не наберёт 33 очка.

46. Магазин

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Была такая настольная игра, но также в «магазин» играли самые маленькие обитатели советского двора. Всё очень просто — имитируется работа обычного магазина с «товарами», «деньгами» (это может что угодно, например, обертки конфет), покупателями и продавцом.

Советские дети не представляли магазин без очередей, поэтому имитируется и она.

47. «Играем на жопу»

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Не совсем отдельная игра, но элемент, важная часть многих дворовых игр — расплата за проигрыш. «Пробить жопу» означало, что проигравшая команда вставала (часто к стене), выпятив пятую точку, а выигравшая старалась максимально сильным ударом в неё попасть мячом.

Иногда также носили «яйцо» — мяч зажимался между коленями и так нужно было пройти определенную дистанцию, приговаривая: «Я — пингвин несу яйцо, через жопу на крыльцо». Если мяч выскальзывал, нужно было либо возвращаться в начало дистанции, либо позволить пробить себе «жопу» каждому участнику игры.

48. Пристенок (Чика)

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Пристенок — игра на монеты одинакового достоинства. Один игрок бьет монеткой стенку, после чего она падает на землю. Другой игрок также бьет монеткой о стенку, стараясь чтобы она упала как можно ближе к монетке первого игрока.

Если монетка близка к первой, это доказывает «стягивание» как в игре «Котёл»(см.), то второй игрок выигрывает монетку первого. Если монетка задела первую монетку, то игрок, который ее бросил, получает больше в два раза.

Если же монетка упала достаточно далеко от первой, то ход переходит к следующему игроку.

Игра в пристенок (чику) — фрагмент фильма «Уроки французского», 1978 год.

Был вариант пристенка — «Чика» максимально близкий к игре «Котёл». На определенном расстоянии от стенки выкапывалась ямка, куда игроки клали свои монетки. Затем свинцовой битой надо было так ударить об стенку, чтобы она попала в ямку и накрыла монетки.

Ещё нюанс. Пальцы соперников могут быть разной длины, и поэтому у одного игрока может возникнуть преимущество перед другим. Чтобы этого избежать, перед началом игры прикладывают пальцы рук друг к другу и решают, какими пальцами проводить измерения расстояния между монетами на полу.

В принципе, играть можно было также на пробки от бутылок или значки, но это, конечно, не то.

49. Третий лишний

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Игра, название которой вошло в поговорку. Игроков должно быть четное число. Мальчики и девочки играют вместе. Возраст – от восьми лет, только старайтесь, чтобы он был примерно одинаковым.

Цель игры — водящий должен успеть догнать убегающего игрока, а убегающий — суметь вовремя убежать и поменяться с другим игроком. Участники становятся парами в круг. Один стоит позади другого и оба лицом к середине круга. Получается круг из двух рядов.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Выбирают одного «догонялу» и одного «третьего лишнего», который и будет убегать. Догоняющий заходит в центр круга, а «лишний» игрок находится за его пределами. По условленному сигналу начинается погоня. Суть заключается в том, что нельзя убегать далеко от круга, дотрагиваться до других участников, а убегающий не может пробегать сквозь круг.

В любой момент «третий лишний» может встать спереди пары и крикнуть фразу: «Много троих, хватит двоих» или просто «Третий лишний». В этот момент тот, кто стоит в паре сзади, должен вовремя сообразить и поменяться ролями с убегающим игроком. Теперь догонять будут его.

Бегать могут только два участника. При этом если убегающий оказался внутри круга, он обязательно должен пристроиться к какой-либо паре и поменяться ролями с одним из играющих.

«Догоняла» не может забегать между парами, но вправе «заморозить» игрока, который должен сменить убегающего, если он не успел побежать после крика «Третий лишний». Заканчивается погоня в тот момент, когда кого-то догнали. Тогда «третий лишний» становится «догонялой».

Если игроков мало, то можно сделать не два круга, а один, как на верхнем фото.

50. Дворовые футбол и хоккей

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Конечно, хоккей и футбол — это виды спорта, но представить без них советский двор и жизнь тогдашних детей невозможно.

Дворовый футбол, сообщает Википедия — это ряд неформальных видов футбола, которые не соответствуют общепринятым требованиям и принципам этой игры. Вариация игры является разнообразной и устанавливается согласно обстоятельств и вербальных договоренностей между командами.

Общие правила — наличие игроков (количество не имеет значения), мяча, игровой площадки (может быть как ограждена и постоянная, так и просто частью проезжей части), специальных или импровизированных ворот (возможно, без определенной высоты).

«А Витя выйдет? А он может скинуть мяч?» — так начиналось большинство игр. Резиновым играли ребята помладше. Играли и постарше, но тогда он превращался в «болючий» снаряд. В общем, нужен был кожаный. Они продавались, кстати, редкий товар в СССР дефицита которого не ощущалось. Но стоили довольно дорого. Поэтому владелец футбольного мяча автоматически становился фигурой во дворе авторитетной.

Но вот мяч добыт, можно начинать… Самое главное в этом действе были правила. Они сами по себе интересны, тем более что описывать игру не имеет смысла. Футбол он и есть футбол.

Иногда проводились междворовые игры и даже целые турниры между дворами. Также стоит отметить, что в уличный футбол играли и зимой.

Дворовый хоккей CCCР

Дворовой хоккей, в отличии от футбола, имел два вида. Игра в коробке на коньках с воротами — это, если так можно выразиться, элитный дивизион. Такое бывало и довольно часто, но там, где коробка и лед в ней были. Но если, как в большинстве случаев, её не было, уличный советский детский хоккей сильно отличался от своего профессионального собрата.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Как это ни прискорбно, сейчас дворовой хоккей практически умер. Да, где-то играют отдельные энтузиасты в коробках или на замерзших водоёмах. Но это, в основном, уже не дети. А те самые мальчики из 70-80-х, сейчас 40-50 летние мужики.

Заключение

И в заключении теперь легкий тест на знание детских дворовых игр времен СССР. Найдите их на этой картинке. Она увеличивается нажатием.

Топ-50 дворовых игр советского детства (с документальными фото и инструкциями)

Подсказка — всего здесь 19 действий, принятых у советских детей 60-70-х годов 20 века во время прогулок во дворе. Из них 16 — это игры.

Не пропусти: Толковый словарь СССР: 70 основных, определяющих и экзотических исчезающих советских слов, фраз, выражений и понятий в фото и видео.

ЗАБРАТЬ ПРОСМОТРЕННЫЙ ПОСТ СЕБЕ И ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ