20 примеров ужасной правды, не показанной в фильмах об известных людях, чтобы они выглядели лучше

Когда про известных людей снимается фильм-биография правда зачастую скрывается, чтобы герои выглядели «правильнее» в кино.

Как известно кино — это не реальность. И фильмы — биографии (байопики) чаще всего снимают про мифы, про «правильное» современное восприятие исторических персонажей. Но не про тех людей, которыми они были в реальности.

Почти каждый биографический фильм существует, чтобы прославить его объект, если только это не редкий байопик, предназначенный для очернения героя. В конце концов, фильм-биография правда покажет нам, что, несмотря на недостатки и некоторые неверные решения, есть причина, по которой этот человек вообще достоин того, чтобы о нем сняли фильм.

Но никто не идеален, и если бы все биографические кинофильмы представляли собой полные и точные изображения своих персонажей, то Голливуд бы разорился, погрязнув в потоке «чернухи».

Здесь не будут рассмотрены российские фильмы об исторических личностях или событиях. А тем более советские. Это просто не имеет смысла. Кино в СССР было частью машины пропаганды, там вообще не стоит искать правду. Советское кино придумало и показало своего Ленина, Сталина, историю России до революции, после революции и свою собственную Вторую мировую войну. Заодно они создали советских людей и их жизнь. И всё это не имело никакого отношения к реальности.

В  России нового времени просто продолжили эту традицию. Потому что, как и при советской власти, создание подавляющего большинства фильмов финансирует государство. Наверное поэтому голливудские «300 спартанцев» — более точный и реалистичный фильм, чем «28 панфиловцев», вся история которых выдумана еще советскими пропагандистами.

В СССР также снимали байопики — кино из серии «ЖЗЛ» (жизнь замечательных людей), про Суворова, Нахимова, ученого Попова или Петра Первого и прочих. Все они полны пропагандисткой неправды и сделаны только для создания очередного советского мифа.

Поэтому в этой подборке только голливудские картины, где также мифотворчество присутствует, но оно стало базовым принципом киноиндустрии.

Хотел бы кто-нибудь, чтобы «Игры разума», получившие «Оскар» как лучшая картина, показали, что персонаж Рассела Кроу был расистским девиантом? Про что тогда было бы рассказывать историю?

Байопики просто обязаны срезать острые углы, чтобы рассказывать вдохновляющие истории, и опускать непривлекательные сюжетные линии. Зачем людям знать, что их кумир — растлитель малолетних.

Исторические неточности в фильмах — это старая добрая традиция и список опущенных фактов варьируется от бывших подружек до участии в геноциде. Честно говоря, не все в этом списке было прям «ужас-ужас». Некоторых героев просто слегка подретушировали, жизнь других немного подлакировали, отдельных ребят повернули так ,что они  е из них выглядели в лучшем свете, чтобы не пугать зрителей правдой.

Читайте дальше, чтобы узнать, относится ли это к вашим любимым фильмам о кумирах. фильм-биография правда

В этой подборке есть и примеры, когда создатели биографического фильма сделали героев хуже, чем они были на самом деле. И хотя, кажется, это противоположности, что восхваление, что пропуски правды, что выпячивание недостатков — всё это одно и тоже. Таким образом творится миф.

1. «Игры разума» проигнорировали антисемитизм и ориентацию Джона Нэша

фильм-биография правда

Этот красивый, искренний фильм о преодолении психического заболевания и поиске настоящей любви мог с таким же правом рассказать об изнасилованном замкнутом гее, который ненавидел евреев.

Этот фильм посвящен отношениям Джона Нэша с Сильвией (Зульфией) Назар, но она была не единственной женщиной в его жизни. Он также был близок с бостонской медсестрой по имени Элеонора Стир, в результате чего в 1953 году у него родился сын по имени Джон. К сожалению, Нэш не заботился о них, поэтому Джон на какое-то время был помещен в приемную семью, а Элеоноре в конце концов пришлось подать на Нэша в суд, чтобы получать алименты. Позже отец и сын много лет общались.

Еще одна важная вещь, которая не вошла в фильм — это сексуальность Нэша. У него было множество отношений с женщинами, но его также привлекали мужчины. Само по себе это не безумие, но, согласно биографии Назар, математик однажды забрался в кровать своего друга, когда тот спал, чтобы заняться сексом. Некоторые из его друзей юности публично вспоминали неловкие ухаживания Нэша в их адрес.

Также есть множество доказательств того, что Нэш испытывал недовольство евреями, но теперь он списывает это на своё ментальное расстройство.

2. «Бонни и Клайд» не были любовниками фильм-биография правда

фильм-биография правда

Интересный пример. Очернить преступников — задача не простая. И в этом фильме был использован другой прием. И,  как это часто бывает, правда кино стала общеизвестным фактом.

На самом деле никто не знает, были ли настоящие Бонни и Клайд любовниками. Предполагается, что были, но никаких свидетельств и доказательств не существует. Клайд был главарем шайки грабителей, а Бонни — лишь одной из ее участниц. Хотя за два года она присутствовала при более чем ста преступлениях, она не была убийцей, какой её изображали в газетах, кинохронике и бульварных детективах того времени.

Её репутация любовницы гангстера, дымящей сигарами, возникла на основании игривого снимка, найденного полицией в брошенном убежище банды в городе Джоплин, который был опубликован в прессе.

фильм-биография правда

Паркер действительно много курила, но не сигары, а сигареты Camel. Существует также версия, что хоть половая связь присутствовала между Бонни и Клайдом, они все же вступали в сексуальные отношения с остальными участниками банды, а Клайд, следуя некоторым источникам, вероятно мог быть гомосексуалом, так как известно, что Рой Гамильтон был любовником и одного и другой.

Историк Джефф Гин считает, что именно эти фото стали причиной появления легенды о Бонни и Клайде. Если бы не Бонни, пресса, скорее всего, никогда бы и не заметила Клайда. Дерзкие фотографии Бонни предоставили секс-призыв, шарм, который позволил им приобрести славу гораздо большую, чем они заслуживали своими небольшими кражами и ненужными убийствами, которые и составляли всю их преступную карьеру.

Киношники просто придумали романтическую линию. Также как и веселое времяпрепровождение, да заодно и сами характеры. Классический фильм 1967 года является ярким примером создания романтических героев из банальных уголовников.

3. «Джеймс Браун: Путь наверх»: реальный Джеймс Браун украл свой главный хит

James Brown - It's A Man's Man's Man's World 1966

Он был легендой эпохи, его имя одним из первых включили в Зал славы рок-н-ролла. У Джеймса Брауна была сумасшедшая и запутанная жизнь, поэтому неудивительно, что в этом фильме 2015 года (Брауна играет Чедвик Боузман) не было много важных людей и событий.

Но самым большим упущением стало то, что Браун украл суперхит, свою визитную карточку. Бетти Ньюсом встречалась с Брауном. В одной из поездок она начала напевать «Да-да-да-да-да-да-да, мир мужчин», как она позже рассказывала журналу Village Voice. Браун внимательно прислушался и добавил к песне еще несколько слов. Затем он записал песню «It’s a Man’s Man’s Man’s World», но никак не упомянул Ньюсом. Та подала на него в суд. И выиграла.

То есть судом официально доказан факт кражи. Но Браун так и не принес официальных извинений. И фильм тоже.

4. «Дорз»: из Моррисона сделали почти монстра

фильм-биография правда

Редкий случай. Наверное, потому что когда вышел фильм, реальный герой уже был как 25 лет мертв. В этом случае фильм сделал из него почти монстра.

Режиссера Оливера Стоуна никогда не волновала историческая точность, его больше интересовало отражение общего настроения эпохи или события. Или, как выразился барабанщик группы Doors Джон Денсмор, Стоун создает «красивую импрессионистическую картину того времени». Так он прокомментировал фильм «Doors», в котором есть больше, чем несколько вольностей по отношению к фактам.

В то время как Денсмору фильм понравился, клавишник группы Рэй Манзарек, изначально планировавший снять фильм о «Дорз», был менее снисходительным. Он обвинил Стоуна в том, что тот сфабриковал более мрачную версию Джима Моррисона, чем та, что существовало в реальности. В частности, несмотря на то, что происходит в фильме, Джим никогда не переходил к насилию и не бросал школу.

5. В «Социальной сети» Эдуардо Саверина ошибочно изобразили святым

фильм-биография правда

Фильму Финчера 2010 года «Социальная сеть» нужен был злодей, и сценарист Аарон Соркин изобразил основателя Facebook Марка Цукерберга высокомерным вором, который использовал Эдуардо Саверина (в исполнении Эндрю Гарфилда).

На самом деле Цукерберг и его семья с самого начала много средств инвестировали в Facebook. С Марком Цукербергом Эдуардо познакомился на первом курсе. Уже на втором они создали свой совместный проект — The Facebook. Саверин был основным инвестором и коммерческим директором проекта.

Но летом 2004 года Саверин уехал на практику в Нью-Йорк, а Марк остался развивать своё детище. Цукерберг знакомится с Шоном Паркером и Питером Тилем, которые помогают ему получить инвестиции для Facebook. Впоследствии Эдуардо отдалился от Цукерберга, и усилиями последнего его доля в уставном капитале компании была понижена с 34 % до 0,03 % в апреле 2005 года. Саверин подал судебный иск, и в январе 2009 года суд подтвердил его право на 5% акций компании.

Известно, что Саверин тратил средства компании на вечеринках в Нью-Йорке. Он также за спиной своих друзей разместил на Facebook бесплатную рекламу своего стартапа.

6. «Игра в имитацию»: человек, создавший первый компьютер

фильм-биография правда

Когда фильмы создают героев, они, как правило, делают их всезнающими. Так что неудивительно, что из этого фильма 2014 года изъяли целого изобретателя, чтобы создать свою историю. По фильму Алан Тьюринг — гениальный британский ученый создает машину (ставшую прототипом современных компьютеров) для взлома немецкого шифра под кодовым названием «Энигма».

В реальности такая машина уже существовала, Тьюринг лишь усовершенствовал её. Кроме того, он работал не один, а целым коллективом. А криптомашина Тьюринга была основана на улучшениях, предложенных математиком Гордоном Велшманом.

Еще одним значительным изменением стало то, что Тьюринг не боялся говорить о своем влечении к мужчинам со своими друзьями и коллегами. Это, скорее всего, неправда.

При этом Тьюринг и правда был гениальным ученым, что подтверждает вся его дальнейшая работа, и действительно внес решающий вклад в создание дешифратора «Энигмы». Просто не он один.

7. «Список Шиндлера»: почти полностью придуманная история

фильм-биография правда

В фильме главный герой не показан как святой, хотя и спасает тысячи человек. Но в реальности всё было еще сложнее.

Фильм рассказывает об истории Оскара Шиндлера – германского предпринимателя, спасшего во время войны от неминуемой смерти около 1200 евреев.

Шиндлер не был однозначно положительным персонажем в том виде, в каком его представили в фильме. Еще до войны он успел промотать капитал тестя и стать агентом Абвера в Чехии, за что был арестован и лишь благодаря «Мюнхенскому сговору» спасся от наказания.

В период антисемитской политики на новых немецких территориях Шиндлер получил конфискованный у владельца-еврея, завод по производству эмалированной посуды в Кракове. В фильме же, у Спилберга – Шиндлер завод покупает, получив деньги у богатых евреев под честное слово. На этом предприятии он наладил производство посуды, используя дармовой труд евреев и сколотил состояние.

Дабы увеличить производительность своего предприятия, Шиндлер построил собственный небольшой концлагерь, деликатно названный «трудовым». Заключенные «трудового лагеря» страдали от голода. Представитель законспирированного «Совета помощи евреям» позже вспоминал, что только в начале 1944 года «Шиндлер согласился время от времени пропускать на территорию лагеря конные повозки с хлебом…». фильм-биография правда

В связи с приближением советских войск было принято решение «трудовой лагерь» эвакуировать в город Брненец, находившийся на территории немецкого протектората в Чехословакии, и начать там производство патронов.

Переезд предприятия из Польши в Чехословакию мог привести к тому, что Шиндлер лишился бы дешевой рабочей силы — евреев. А он не хотел. Тогда и начали создаваться знаменитые «списки Шидлера». Однако, писал эти списки не Оскар Шиндлер и не его бухгалтер Ицхак Штерн, как показано в фильме, а офицер местной полиции Марсель Голдберг, брав за попадание в перечень деньги и драгоценности. О Голдберге помнят многие бывшие заключенные. Они говорят, что Голдберг и Шиндлер были близки. Сам Голдберг после войны сменил фамилию и исчез.

В фильме Шиндлер и Штерн просто вписывают имена знакомых евреев. На самом деле в него попадали только те, кто был способен к изнурительному труду.

Такая деталь… В 1966 году Министерство внутренних дел Чехии по поводу Шиндлера вело расследование, в котором было указано, что «во время эвакуации заводов из Польши Шиндлер украл ценное имущество из замка польского шляхтича».

Именно во время этого переезда и появляется единственный подлинный список Шиндлера. Перед эвакуацией сотни людей были собраны во дворе предприятия. Шиндлер встал у ворот и выкрикивал фамилии тех, кого забирал с собой. Как говорили свидетели тех событий, владелец забрал с собой в «новую жизнь» только 50-60 человек, остальные были отправлены в Маутхаузен, Освенцим либо Штутгоф — концлагеря.

Красивая сцена с прощанием и взыванием к совести немецких солдат, мол, идите домой – сильное приукрашение. Шиндлер произнес речь, в которой, на всякий случай напомнил рабочим завода, что именно благодаря ему они живы. После чего уехал вместе с колонной немецких солдат.

Концовка фильма тоже выдумана. В кино Спилберга в концлагерь в Брненце приезжает убогонький советский казачок, после чего заключенные уходят в сторону садящегося солнца, то есть на запад. Но как вспоминают участники событий, советские солдаты, вооруженные автоматами, 8 мая разбили ворота и разобрали заграждения концлагеря. Те, кто был внутри, изможденные, рыдали от счастья, пели «Интернационал» и обнимали советских солдат.

В общем Шиндлер был не нацистом, а просто бизнесменом из Третьего рейха со всеми вытекающими. И сумел вовремя спрыгнуть с летящего в обрыв поезда фашисткой Германии. В 1945 году, когда появились те самые списки, почти все, а уж тем более приспособленец Шиндлер, прекрасно понимали, что Гитлеру конец.

Отсутствия идеологической ненависти к истребляемым твоим государством людям хватило для того, чтобы больше 1000 человек избежали смерти. Да, это исторический факт. Но никаким героем или идеалистом Оскар Шиндлер не был, а рассказанная в «Списке…» история бесконечно далека от правды.

После войны Шиндлер много скитался, жил на деньги, получаемые от еврейских организаций и в конце концов спился и умер от рака в 1974 году.

8. «Кундун» не учитывает пытки, сексуальное насилие над детьми и рабство

фильм-биография правда

История и массовая культура помнят тибетских монахов как жертв жестокого захвата Тибета коммунистическим Китаем в середине века ХХ века. На самом деле все намного сложнее. До вторжения Китая на родину тибетцев «мирные» монахи часто содержали и пытали рабов. Да, у них были рабы. Они также жестоко обращались с большинством подвластными им тибетцами.

Фильм 1997 года «Кундун» режиссера-классика Мартина Скорсезе, повествующий о жизни Тензина Гьяцо, 14-го и нынешнего Далай-ламы, рисует тибетцев как миролюбивых жертв. До выхода фильма этот миф уже распространялся самими монахами в попытке снискать расположение мировой общественности.

На самом деле все фильмы и высказывания о докитайском Тибете — миф. Далай-лама говорил, что «всепроникающее влияние буддизма» в Тибете «среди широких открытых пространств нетронутой окружающей среды привело к созданию общества, посвященного миру и гармонии. Мы наслаждались свободой и удовлетворением».

Это банальное враньё.

История опровергает образ Шангри-Ла тибетских лам и их последователей, живущих вместе во взаимной терпимости. Старый Тибет был больше похож на Европу во время религиозных войн. В тринадцатом веке император Хубилай-хан создал первого Великого ламу, который должен был председательствовать над всеми другими ламами, как папа над своими епископами. Вот историческая ирония: первый Далай-лама был поставлен китайской армией.

В течение 170 лет, несмотря на их признанный божественный статус, пять Далай-лам были убиты своими первосвященниками или другими придворными.

В тибетской теократия (власть религиозных лидеров) до 1959 года (вторжение ккоммунистического Китая) большая часть пахотных земель принадлежала верховным ламам и богатым помещикам, которые6 обрабатывали их крепостные. То есть у них в середине ХХ существовало крепостное право. Большая часть недвижимости принадлежала монастырям, и большинство из них накопили огромные богатства.

Монастырь Дрепунг был одним из крупнейших землевладельцев в мире с его 185 поместьями, 25 000 крепостных, 300 великолепными пастбищами и 16 000 пастухов. Богатство монастырей находилось в руках небольшого числа высокопоставленных лам. Большинство обычных монахов жили скромно и не имели прямого доступа к большим богатствам. Сам Далай-лама «богато жил в 14-этажном дворце Потала с 1000 комнатами».

Молодых тибетских мальчиков регулярно забирали из крестьянских семей в монастыри для превращениях в монахов. Там дети часто подвергались сексуальному насилию. Монашеские усадьбы также призывали детей на пожизненную службу в качестве прислуги, танцоров или солдат.

В старом Тибете было небольшое количество фермеров, которые существовали как своего рода свободное крестьянство, и, возможно, еще 10 000 человек составляли семьи торговцев, лавочников и мелких торговцев «среднего класса». Тысячи других были нищими. Также были рабы, обычно домашние слуги, у которых ничего не было. Их дети были рождены в рабстве.

Большинство крестьян были крепостными. Они не могли жениться без согласия своего господина или ламы. Их легко разлучили со своими семьями, а владельцы сдали их в аренду для работы в отдаленных местностях.

В 1959 году Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточных инструментов, которые использовались тибетскими властителями. Были наручники всех размеров, в том числе детские, инструменты для отрезания носов и ушей, выкалывания глаз, отсечения конечностей. Там клейма, кнуты и специальные приспособления для извлечения внутренностей.

Короче… В Тибете царил классический феодализм, и коммунисты, конечно, тоже не ангелы, но они вовсе не разрушали обетованную землю, пропитанную гармонией и миролюбием.

9. Ганди был расистом, бисексуалом и спал с несовершеннолетними девушками

фильм-биография правда

Все, включая оскароносную кинокартину «Ганди», предполагают, что икона индийского сопротивления колонизаторам Махатма (это титул, «махатма» — «великая душа») Ганди был морально чистым и все время голодал. Но это не тот случай.

Оказывается, храбрый миролюбивый герой колониальной Индии на самом деле был извращенцем. В качестве «испытания» своего благочестия и чистоты он спал рядом с молодыми девушками, включая его внучатую племянницу, и заставлял себя не прикасаться к ним и не возбуждаться.

Это неуважение к женщинам соответствовало его документально подтвержденному утверждению о том, что менструальная кровь является «проявлением искажения души женщины ее сексуальностью».

А еще он считал, что черные люди недочеловеки. В молодые годы Ганди жил и работал в Южной Африке. И там высказывался о чернокожих жителях континента весьма однозначно. В своих ранних сочинениях он называет чернокожих южноафриканцев «кафрами» (оскорбительный расистский термин, употреблявшийся в отношении чернокожего населения португальскими колонизаторами, происходящий от арабского слова «кяфир», означающего «неверного», не мусульманина). Также Ганди говорил о бесконечном превосходстве индийцев над чернокожими людьми.

В книге «Великая душа: Махатма Ганди и его борьба с Индией» приводятся доказательства того, что Ганди был бисексуалом. Там идет об отношениях между Ганди и его приятелем-немцем Германом Калленбахом (Hermann Kallenbach). В частности, он указывает на следующие слова Ганди из его письма к Калленбаху: «Твой портрет [единственный] стоит на полке в моей спальне. Полка стоит прямо напротив моей кровати». Еще один фрагмент из  письма Махатмы о том, что «вазелин и вата постоянно напоминают о тебе». Кроме того, издание цитирует реплику, также принадлежащую, как утверждается в романе, Ганди: «Я не могу и представить себе вещи более ужасной, чем соитие мужчины и женщины».

Помимо прочего Ганди, следуя провозглашаемом им принципом ненасильственного сопротивления, выступал против войны с фашисткой Германией. Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру, начинающиеся обращением «мой друг». Правда Ганди пытался отговорить Гитлера от войны, ведь он всегда верил, что «заразить добром» можно даже самого отъявленного злодея.

Также у Ганди есть интересное высказывание о Холокосте. В 1946 году в одном из интервью Ганди заявил: «Гитлер убил пять миллионов евреев. Это величайшее преступление нашего времени. Но евреям следовало самим подставлять себя под нож мясника. Им следовало самим бросаться в море со скал. Это подняло бы весь мир и народ Германии. Им все равно пришлось погибнуть, а так они могли бы умереть осмысленно». Ганди верил, что этот акт «коллективного самоубийства» в ответ на холокост «был бы героизмом» и пробудил бы совесть у немцев и всего мира.

Если суммировать, то великого индуса обвиняли в разное время и разных странах и в расизме, и в колониализме, и в потакании кастовой дискриминации, и в неуважении к женщинам, и в сексуальных домогательствах.

Но игра Бена Кингсли (и смуглое лицо) стерли из образа Ганди все эти факты.

10. «Пятая власть»: Ассанж умолял Бенедикта Камбербэтча не играть в этой пропаганде

фильм-биография правда

Фильм «Пятая власть» (2013) рассказывает о Джулиане Ассанже, вдохновители и создатели сайта Wikileaks, где были опубликованы секретные документы, в основном правительства США. Ассанж умолял Бенедикта Камбербэтча отказаться от роли в этом байопике, назвав его «ядовитым, лживым» и «жалким». «Я считаю, что вы хороший человек, но не верю, что этот фильм — хороший фильм», — написал Ассанж.

«Вас будут использовать в качестве наемного убийцы, чтобы показать «правду», а настоящую правду убить. Чтобы представить меня как человека морального компромисса, и поместить меня в сфальсифицированную историю. Чтобы создать произведение, искажающее истину».

По версии Ассанжа, голливудские продюсеры уцепились за лживую книгу, написанную бывшим сотрудником скандального сайта (который, конечно же, преувеличивает свою скромную роль в работе WikiLeaks), и попытались превратить святого бойца за все светлое и чистое в, как выражается Ассанж, «карикатурного злодея». Зачем?

Очевидно, чтобы предать Джулиана суду, как того хотят американцы.

В фильме Берг, вдруг обнаруживает, что друг (Ассанж), на которого он чуть ли не молился, социопат и маньяк. По правде — это далеко не факт, и это уже не «видение художника»», а мошенничество. Берг в фильме доходит к финалу в своем праведном кипении до того, что вываливает самую позорную тайну Ассанжа — он красит волосы.

Главная неправда фильма — изображать живого, лишенного свободы передвижения, пострадавшего, что ни говори, за человечество человека, основываясь на его портрете кисти ненавидящего компаньона. Изобразившего его какой-то бездушной машиной, одержимой маниакальной идеей.

Экранный Ассанж не может быть достоверным двойником Ассанжа реального по одной простой причине. С Ассанжем из фильма, может, и будет, хотя представить это трудно, с каждой вечеринки уходить по свежей девушке, да только он ни на вечеринку не придет, ни девушку не заметит. А настоящий Ассанж не такой. Порукой тому два — или сколько их там — уголовных дел против него, инициированных обиженными девушками.

11. «Теория всего» затушевывает ужасный распад брака Хокинга

фильм-биография правда

В 1999 году Джейн Хокинг (бывшая жена Стивена Хокинга) выпустила 610-страничные мемуары «Музыка чтобы двигать звезды: жизнь со Стивеном». Там она рассказывает о некоторых из самых мрачных моментов своего брака с гением.

Она описывает Стивена Хокинга как «всемогущего императора» и «кукловода» из-за его невероятно большого эго и контроля, который он осуществлял не только над их отношениями, но и над большинством окружающих. Она также описывает отношения между Стивеном и няней в их семье, Элейн Мейсон, на которой он позже женится.

Этот рассказ не совсем соответствует истории любви, изображенной в фильме 2014 года, в котором Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс сыграли Стивена и Джейн Хокинг.

Вместо правды от Джейн «Теория всего» сосредотачивается на их романе и физическим упадком героя, приведшем к инвалидности Стивена. Фильм в первую очередь показывает двоих как единое целое, противостоящих окружающему миру.

Что еще не так в этом фильме?

Самое главное — непонятно почему Хокинг — великий ученый. Там вообще нет науки. То есть выпало примерно 9/10 жизни реального Хокинга.

Тем, кого интересует, почему именно про этого ученого сняли фильм, можно посмотреть два других фильма, у которых прокатчики «позаимствовали» название. Это «Вселенная Стивена Хокинга» 1997 года и сериал канала Discovery 2010 года «Во Вселенную со Стивеном Хокингом». В них снялся настоящий Стивен Хокинг, и они действительно про черные дыры и тайны вселенной.

12. «Железная леди»: Магически исчез расизм и гомофобия Маргарет Тэтчер

фильм-биография правда

Смерть бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в 2013 году вызвала волну обсуждений в Британии. Некоторые отмечали ее длительное влияние на британскую политику, а другие отразили ее менее очаровательные качества.

Биографический фильм 2011 года « Железная леди», казалось, попал в первый лагерь, поскольку в нем не учитывалось токсичное отношение Тэтчер к цветным и гомосексуалам.

По её инициативе британский парламент проголосовал за закон о запрете «пропаганды гомосексуализма». Закон о гей-пропаганде Маргарет Тэтчер в конце концов вступил в силу в 1988 году. Даже в путинской России ,где существует аналогичный гомофобный закон, речь идет о запрете пропаганды среди несовершеннолетних.

Тогда закон вызвал громкие протесты со стороны британского ЛГБТ-сообщества. Тем не менее он действовал до 2003 года.

Бывший глава дипломатической службы Великобритании Патрик Райт в воспоминаниях о Маргарет Тэтчер утверждал, что она хотела сделать ЮАР страной для белых. Кроме того, глава британского правительства ненавидела немцев и резко выступала против объединения Германии.

13. Авраам Линкольн был расистом, но «Линкольн» этого не показал

фильм-биография правда

Еще один пропагандисткий фильм Стивена Спилберга эстетически очень напоминающий «Ленин в октябре». На этот раз про президента США Авраама Линкольна.

Сосредоточившись на борьбе Авраама Линкольна за принятие 13-й поправки, отменяющей рабство, биографический фильм 2012 года «Линкольн» прячет факт, что этот человек не был стопроцентным антирабовладельцем.

Хотя он согласился с тем, что рабство — не лучший вариант для Америки, он не был увлечен искоренением одного из самых давних институтов страны. Еще более удивительным было то, что он на самом деле он был расистом.

Вот цитата из Линкольна: «Я никогда не выступал и не буду выступать за социальное и политическое равенство двух рас — черной и белой, я никогда не поддерживал точку зрения, чтобы негры получили право голоса, заседали в жюри или занимали какую-нибудь должность или женились на белых; добавлю, что между белой и черной расой есть физическая разница; и, как любой человек, я за то, чтобы белая раса занимала главенствующее положение.

Я не могу представить никакого большего бедствия, чем ассимиляция негра в нашу социальную и политическую жизнь на равных с нами условиях… Ассимиляция с низшей расой не является ни возможной, ни желательной».

Еще: «Я настоял на переселении негров (обратно в Африку), и я буду продолжать. Моя Декларация равенства связана с этим планом (переселения)… Я не могу представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… В течение двадцати лет мы сможем мирно переселить негра в условия, в которых он сможет в полной мере стать человеком».

Спилберг, как обычно, наврал и в мелких деталях. Например, вступительная сцена, в которой два солдата выучили наизусть Геттисбергскую речь, просто не могла произойти. Речь была стала известна спустя годы.

Более серьезная проблема в целых кусках изъятий в характере героя. Очевидно, что Авраам Линкольн был таким же расистом, как и все остальные в то время. И правда заключается в том, что, хотя президент сыграл свою роль, для реализации гражданских прав потребуются годы самоотверженности людей, которые не были богатыми белыми людьми в дорогих шляпах.

14. «Дневник мотоциклиста» пропустил расизм Че Гевары фильм-биография правда

фильм-биография правда

В собственно письменной форме «Дневника мотоциклиста» Эрнесто «Че» Гевара включает отрывок, в котором подробно излагаются его мысли о чернокожих. В какой-то момент он описывает «черных» как «тех великолепных представителей африканской расы, которые сохранили свою расовую чистоту благодаря отсутствию привычки мыться».

В другой момент он характеризует «черного» как «ленивого мечтателя, тратящего свою скудную зарплату на легкомыслие или выпивку», в то время как «европеец имеет традицию работы и сбережений, которая побуждает его продвигаться вперед, даже независимо от его личных устремлений».

Конечно, исследователи расходятся во мнениях относительно того, является ли это расизмом со стороны Гевары или скорее примером общего «аргентинского превосходства», которое преобладало среди большинства людей в социальном классе Гевары в то время. Хотя это может показаться раздвоением личности, одно можно сказать наверняка: эти размышления Гевары не попали в фильм 2004 года, в котором Гаэль Гарсия Берналь играет Че.

15. В «Переступить черту» не показано убийство Джонни Кэшем и так находящихся под угрозой исчезновения кондоров

фильм-биография правда

В 2005 году на экраны вышел художественно-биографический фильм «Переступить черту» об отношениях Кэша (в исполнении Хоакина Феникса) и Джун Картер (Риз Уизерспун). Фильм получил 3 премии «Золотой глобус» и одну премию «Оскар». Никто не может сказать, что «Walk the Line» делает Джонни Кэша — американского певца и композитора, икону в музыке кантри, безупречным, но он игнорирует тот факт, что Кэш когда-то почти довел до исчезновения целый вид птиц.

В 1965 году грузовик Кэша «Джесси Джеймс» загорелся вследствие перегрева подшипника колеса. Это вызвало пожар, охвативший Национальный лес Лос Падрес в Калифорнии. Огнём оказалась охвачена территория в 508 акров. Более того, парк был домом для 53 кондоров, из которых 49 погибли.

Кэша вызвали в суд, где Джонни заявил судье: «Я не делал этого, виноват мой грузовик, но он погиб, как я могу отвечать за него?» Обвинители требовали взыскать с музыканта сумму в 5,172, но в итоге остановились на $82,001 (в пересчёте на нынешние деньги это составляет около $571,000). Кэш оказался первым (и, возможно, единственным) человеком, которому был предъявлен иск со стороны государства по обвинению в организации лесного пожара.

16. «Богемская рапсодия» доказывает, что нужно прекратить снимать байопики, пока все участники событий живы

фильм-биография правда

«Богемская рапсодия» не плохой фильмом. Это было прекрасно, даже весело, и исполнение Рами Малека в роли Фредди Меркьюри было достойным признания. Но у фильма есть некоторые проблемы.

Да, часто путь в звезды сопряжен с ненормальным образом жизни, соблазнами и наркотиками. И Bohemian Rhapsody  рассказывает эту историю. И хотя фильм сфокусирован на Фредди Меркьюри, это также история группы Queen в целом. И по фильму единственный участник Queen, который порой был засранцем — это тот, кто умер и не может оправдаться.

Остальные участники Queen принимали непосредственное участие в создании «Богемской рапсодии». Даже если это было непреднамеренно, неудивительно, что байопик необычайно снисходителен к живым музыкантам Queen, и беспощаден к тому, кого больше нет с нами.

Это человеческая природа — хотеть изобразить себя в лучшем свете. В конце концов, создается впечатление, что Фредди Меркьюри был единственным членом Queen, который вообще совершал ошибки.

Чтобы добиться такого эффекта фильм наполнили неправдой и умолчаниями. Вот лишь некоторые…

Джон Дикон не был в групе Queen с начала ее основания. Он стал четвертым по счету бас гитаристом коллектива.

Также утверждается, что Фредди Меркьюри первым записал сольный альбом и тем самым внес раскол в группу, но это неправда. К тому моменту, когда он записал сольник, у Мэя уже была своя пластинка, а у Тейлора их было целых две.

Меркьюри никогда не уходил из группы, Queen никогда не распадались, и, соответственно, сцена в которой Фредди приходит побитый жизнью и виноватый обратно в группу, умоляя его принять, никогда не могла произойти в жизни.

В фильме так же подразумевается, что сольная карьера Меркьюри не задалась. Это не так: его сольные пластинки отлично продавались. фильм-биография правда

Не соответствует действительности и сцена с признанием Фредди в том, что он болен, состоявшаяся перед концертом Live Aid. В 1985 году он еще не знал о своем ВИЧ статусе. О болезни он узнал в 1987 году, а первым кому он признался был менеджер группы Джим Бич. Остальные члены группы понимали, что у него серьезные проблемы со здоровьем, но Меркьюри признался в том, что болен СПИДом, за день до своей смерти.

«Я никогда не видел, чтобы фильм так грубо искажал факты. Как будто авторы хотят наказать Фредди Меркьюри», — написал Майк Райан, обозреватель UPROXX, известного в США сайта о культуре и развлечениях.

«Трагическая смерть Меркьюри от ВИЧ стала определяющим моментом кампании информирования о болезни в начале 90-х. А задним числом связывать его болезнь с благотворительным выступлением на Live Aid — небрежно и жестоко», — добавил он.

17. Если бы «Прогулка» была более точной, все друзья Пети были бы депортированы

фильм-биография правда

История о том, как французский канатоходец Филипп Пети отважился совершить легендарный трюк — пройти без страховки по канату, натянутому между небоскребами в Нью-Йорке легла в основу фильм а«Прогулка» 2015 года. При этом само кино было игровой экранизацией документального фильма 2008 года «Человек на проводе», получившем «Оскар».

Проблема в том, что у реальной истории нет такого счастливого конца, как у фильма. В «Прогулке» Филип Пети (которого играет Джозеф Гордон-Левитт), успешно прошелся по проволоке между башнями-близнецами, и решает остаться в Нью-Йорке со своими друзьями. А его девушка возвращается в Париж.

В реальной жизни Пети тихо остался, когда всех его друзей депортировали.

18. Два фильма про Стива Джобса

20 примеров ужасной правды, не показанной в фильмах об известных людях, чтобы они выглядели лучше

Помните, когда Голливуд соревновался, кто сможет получить больше всего продуктов Apple, сняв несколько биографий Стива Джобса? Первым был Джобс Эштона Катчера, который был примерно таким же точным, как эпизод сериала «Пьяная история».

Через какое-то время Аарон Соркин и Дэнни Бойл сделали «Стив Джобс» — гораздо более сильный фильм, но также далекий от реальности.

Вообще Стив Джобс — это уже американский миф. И правда об этом человеке стирается ежедневно. Один из сооснователей Apple (их всего двое) Стив Возняк говорил о нескольких сценах в «Джобсе», где минимизируется его вклад в создание Apple.

А что касается второго «Стива Джобса», то фильм завален драматическими измышлениями, в основном касающимися личности Джобса. Практически каждый из его бывших коллег, включая Возняка, критиковал фильм за преувеличение жестокости и безжалостности Джобса, настаивая на том, что в реальной жизни он был добрее.

19. «Невидимая сторона»: белые выигрывают

фильм-биография правда

Эта спортивная драма режиссёра Джона Ли Хэнкока, вышедшая на экраны в 2009 году об игроке команды по американскому футболу «Балтимор Рэйвенс» Майкле Оэре.

Хотя это правда, что реальная Ли Энн Туохи взяла и в конечном итоге усыновила Майкла Оэра, вся часть в «Невидимой стороне», где она побуждает его заняться футболом — полная выдумка. На самом деле, Большой Майк уже разыскивали скауты многих команд задолго до того, как Туохи вошли в его жизнь.

Но в интересах киноистории личные достижения и амбиции Оэра были полностью приписаны богатой семье. Что-то крайне раздражало спортсмена. Он заявил, что его персонаж в фильме, это вовсе не он. Но зато Сандра Буллок получила Оскар за роль белого спасителя, так что это того стоило.

20. «Амадей»: почти полностью придуманная история и герой

фильм-биография правда

Этот кинофильм, снятый режиссёром Милошем Форманом в 1984 году, получил 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций, теперь считается класской американского кинематографа. Это не фигура речи, В 2019 году «Амедей» включён в Национальный реестр фильмов — список фильмов, выбранных Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса.

При этом пьеса Питера Шеффера, лёгшая в основу фильма, является вольной и крайне беллетризованной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Она была написана под влиянием «маленькой трагедии» Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и основанной на ней одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова.

Шеффер характеризовал Моцарта как «ребёнка». По этой причине образ великого композитора вышел из-под его пера таким непосредственным, развязным и несерьёзным. Пьесу Шеффера часто обвиняли в художественной неаккуратности: согласно свидетельствам современников, едва ли неприязнь между Моцартом и Сальери доходила до тех высот, которые описывает автор.

Взять хотя бы первую сцену, где Сальери перерезает себе горло в припадке безумия — этого никогда не было. Фактически, почти все в образе Сальери неверно, от его образа «старого холостяка» (в реальной жизни он был женат, имел восемь детей) до его ожесточенного соперничества с главным героем (они были друзьями, когда умер Моцарт). И, конечно, Сальери никогда не травил Моцарта.

Не пропустите…

10 самых захватывающих трейлеров к плохим фильмам

 

ЗАБРАТЬ ПРОСМОТРЕННЫЙ ПОСТ СЕБЕ

Enable referrer and click cookie to search for pro webber