100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

Американский журнал TIME составил список 100 самых влиятельных фотографий в истории — именно эти сто фото изменили мир или повляли на его восприятие людьми.

«Нет формулы, которая делает снимок влиятельным», — говорят составители списка. «Некоторые изображения попали в этот спискок, потому что они были первыми в своем роде, другие потому, что они сформировали наш образ мышления. А некоторые напрямую изменили наш образ жизни. Все 100 объединяет то, что они являются поворотными моментами в нашем человеческом опыте».

Чтобы отобрать снимки, журналисты обратились за помощью к экспертам — фоторедакторам и историкам, сотрудникам крупных музеев и библиотек.

Конечно, это американская, точнее будет сказать, западная версия самых значимых фотографий в истории. Но для всего мира это более понятная и уневрсальная точка зрения.

Здесь снимки отсортированы в хронологическом порядке. Все фото увеличиваются нажатием.

1. «Вид из окна на Ле-Грас». Автор — Жозеф Нисефор Ньепс. Около 1826 года.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Это первая известная историкам фотография. Потребовалось уникальное сочетание изобретательности и любопытства, чтобы её создать, поэтому вполне уместно, что человек, который ее сделал, был изобретателем, а не художником.

В 1820-х годах Жозеф Нисефор Ньепс увлекся печатным методом литографии, в котором изображения, нарисованные на камне, можно было воспроизвести с помощью масляных чернил.

В поисках других способов получения изображений Нипс установил устройство под названием камера-обскура, которая фиксировала и проецировала сцены, освещенные солнечным светом, и обучала просмотру изображения за окном своей студии на востоке Франции. Сцена была отлита на обработанной оловянной пластине, которая через много часов сохранила черновую копию зданий и крыш снаружи. В результате была сделана первая известная постоянная фотография.

Не будет преувеличением сказать, что достижение Нипса заложило основу для развития фотографии. Позже он работал с художником Луи Дагерром, чьи более четкие снимки дагерротипов ознаменовали собой очередное серьезное достижение в области фотографии.

2. «Бульвар дю Тампль» (Церковный бульвар). Луи Дагер. 1839 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Это одна из самых ранних пластин дагерротипа, изготовленная Луи Дагерром. Несмотря на то, что изображение кажется пустынной улицей, оно известна как первая фотография с изображением людей.

Чистильщик обуви, работавший на парижском бульваре дю Темпл в один из весенних дней 1839 года, понятия не имел, что он войдет в историю. До Дагерра люди были представлены только в произведениях искусства. Это изменилось после того, как Дагерр закрепил свой объектив на одной из улиц Парижа, а затем в течение нескольких минут экспонировал посеребренный лист меди (хотя другие люди также попали в кадр, они слишком быстро передвигались, чтобы остаться на пластине), разработал и закрепил изображение с помощью химических веществ. В результате получилась первая зеркальная фотография.

В отличие от предыдущих, дагерротипы были четкими и стабильными. И хотя дагерротипы не переводились и не могли быть напечатаны на бумаге, компания Daguerre сделала больше, чем кто-либо другой, чтобы показать огромный потенциал нового средства получения изображения.

3. «Долина смертной тени». Роджер Фентон, 23 апреля 1855 года.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…» (Ветхий Завет: Псалтирь: Псалом 23)

Крымская война — не самая популярная в истории. Почти трехлетний конфликт, втянувший в себя Англию, Францию, Турцию и Сардинию-Пьемонт против России — коренным образом изменил взгляд на войну. До тех пор широкая общественность узнавала о сражениях через героические картины и иллюстрации. Но эта была первая война с фотографией.

Но после того, как британский фотограф Роджер Фентон высадился в 1855 году на этом далеком полуострове на берегу Черного моря, он отослал обратно откровенное снимки войны, ставшие традицией военной фотографии. Эти 360 фотографий лагерной жизни и людей с минометными батареями, возможно, не обладают той висцеральной (т. е. примерно соотвествующее выражению «кишки наружу») жестокостью, к которой привыкли, но работы Фентона показали, что этот новый художественный носитель — фотография может соперничать с изобразительным искусством.

Это особенно очевидно в «Долина смертной тени», где недалеко от места, увековеченного в стихотворении «Атака лёгкой бригады» лорда Теннисона, изображен овраг с пушечным ядром.

Ученые долгое время считали, что это было единственное изображение этой долины Фентоном. Но вторая версия с меньшим количеством разлетающихся снарядов была найдена в 1981 году и вызвала ожесточенные споры о том, какая именно из фотографий была первой.

Дело в том, что недавно обнаруженная фотография считается первой в этом жанре и указывает на то, что Фентон, возможно, был первым человеком в истории кто сделал новостную (репортажную) фотографию.

4. «Авраам Линкольн». Мэтью Брэди. 1860 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Авраам Линкольн был малоизвестным конгрессменом из Иллинойса с общенациональными амбициями, сроком на один срок, когда он прибыл в Нью-Йорк в феврале 1860 года, чтобы выступить в Cooper Union. Речь должна была быть безупречной, но Линкольн также понимал важность имиджа.Прежде чем подняться на подиум, он остановился в бродвейской фотостудии Мэтью Б. Брэди.

Портретист, который фотографировал всех, от Эдгара Аллана По до Джеймса Фенимора Купера и вел хронику надвигающейся гражданской войны, кое-что знал о презентации. Он Линкольна в типичную позу государственного деятеля, затянул воротник рубашки, чтобы скрыть длинную шею, и отретушировал изображение, чтобы улучшить внешность.Щелчком затвора Брэди развеял разговоры о том, что, по словам Линкольна, было «слухами о моей длинной неуклюжей фигуре… превращающих меня в человека человеческого облика и достойных манер.

«Запечатлив юношеские черты Линкольна до того, как разрушительная гражданская война превратила его лицо в икону из Овального кабинета, Брэди представил его как спокойного политика в беспокойную довоенную эпоху.

Последующее выступление Линкольна перед почти республиканской аудиторией в 1500 человек имело оглушительный успех, и фотография Брэди вскоре появилась в тгазетах, на предвыборной рекламе и плакатах, что делает его самым ранним примером фотографии, используемой в качестве агитации.Это портрет способствовал тому, что Линкольн стал президентом США, в качестве которог сохранил Соединенные Штаты и положил конец рабству. Как позже признался Линкольн, «Брэди и выступление в Cooper Union сделали меня президентом Соединенных Штатов».

5. «Мидл Кафедрал Рок» (Средняя Соборная Скала — скала на южной стороне Йосемитской Долины). Карлтон Уоткинс. 1861 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Карлтон Уоткинс упаковал свою гигантскую пластинчатую камеру, штативы и импровизированную темную комнату в палатке на мулах и отправился в отдаленную калифорнийскую долину. В конце путешествия у Уоткинса было 130 негативов — первые напечатанные изображения возвышающихся массивов Йосемити, ледниковой геологии и потрясающих просторов.

Изображения, в том числе интимный вид Уоткинса на Мидл Катедрал Рок, потрясли влиятельных людей растущей страны. Джон Коннесс, сенатор США от Калифорнии, купил этот набор гравюр и стал проповедником красоты этих мест. 30 июня 1864 года президент Авраам Линкольн подписал Закон о грантах Йосемити, положивший начало системе национальных парков, которая в настоящее время защищает около 84 миллионов акров земли в США.

6. «Падшие Энтитеме». Александр Гарднер. 1862 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Сражение при Энтитеме (англ. Battle of Antietam) — сражение Мэрилендской кампании в ходе Гражданской войны в США. Произошло 17 сентября 1862 года у города Шарпсберг (штат Мэриленд) и реки Энтитем-Крик (англ. Antietam Creek), между федеральной армией (командующий Джордж Макклеллан) и армией Конфедерации (командующий Роберт Ли).

Сражение при Энтитеметало стало первой крупной битвой на территории Севера и осталось самым кровопролитным однодневным сражением в американской истории: с обеих сторон погибло около 3600 человек.

Фотограф шотландского происхождения Александр Гарднер прибыл туда через два дня после бойни 17 сентября 1862 года. Он установил свою стереокамеру с мокрым экраном и начал делать десятки изображений усеянной телами сельской местности, запечатлевая павших солдат, похоронные бригады и ройщиков могил.

Гарднер работал на Мэтью Брэди, а когда он вернулся в Нью-Йорк, его работодатель устроил выставку его работ. Посетителей встречали простой табличкой с надписью «Мертвые Энтитеме». Но то, что они увидели, было далеко не простым. Люди увидели то, что считается первыми задокументированным изображениями жертв войны.

Фотографии Гарднера настолько резкие, что люди могут разглядеть лица. Смерть не была заретуширована, и война, которая казалась далекой, внезапно стала мучительно осязаемой. Гарднер помог американцам осознать значение братоубийства, которое к 1865 году унесет более 600 000 жизней.После этих фото стало очевидным, что в полях пали не безликие незнакомцы, а сыновья, братья, отцы, двоюродные братья и друзья. А образы, запечатленные Гарднером, создали визуальный прецедент того, как с тех пор освещались все войны.

7. «Салли Гарднер в галопе» (The Horse in Motion). Эдвард Мейбридж. 1878 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Эта серия из шести картотек. Каждая картотека состоит из шести-двенадцати хронофотографических снимков, изображающих движение лошади. Мейбридж снял фотографии в июне 1878 года. Всемирную известность получила картотека «Салли Гарднер в галопе» (англ. Sallie Gardner at a Gallop).

Когда лошадь бежит рысью или галопом, остается ли она в какой-т омомент полностью в воздухе? Это был вопрос, на который фотограф Эдвард Мейбридж намеревался ответить в 1878 году. Железнодорожный магнат и бывший губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд был убежден, что ответ положительный, и поручил Мейбриджу предоставить доказательства. Мейбридж разработал способ сделать фотографии с выдержкой продолжительностью доли секунды и, с репортерами в качестве свидетелей, расположил 12 камер вдоль дороги в поместье Стэнфорда.

Когда лошадь проносилась мимо, она задела провода, подключенные к камерам, которые сделали 12 снимков подряд. Мейбридж проявил снимки прямо там же и в кадрах показал, что лошадь полностью взлетела, и ее копыта были на короткое время не касались земли.

Откровение, невидимое невооруженным глазом, но видимое через фотографию, обозначило новую цель СМИ и науки. Они теперь могли уловить истину с помощью технологий. Техника покадровой анимации Мейбриджа была ранней формой анимации, которая помогла проложить путь кинонематографу десятилетие спустя.

8. «Бандитская ночлежка на 59½ Малберри-стрит». Якоб Риис. 1888 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

В конце 19-го века Нью-Йорк был магнитом для эмигрантов со всего мира, и подавляющее большинство из них обнаружили не улицы, вымощенные золотом, а почти нечеловеческое убожество.

В то время как общество просто закрывало на это глаза, отважные репортеры, такие как датчанин Джейкоб Риис, задокументировали этот позор позолоченного века. Риис сделал это, отправившись в самые зловещие районы города со своими ослепляющими магниевыми порошковыми вспышками, запечатлев случайные преступления, ужасающую нищету и ужасающую перенаселенность.

Самым известным из них был снимок уличной банды Нижнего Ист-Сайда, который передает опасность, таившуюся за каждым поворотом в этом районе. Такая работа стала основой его разоблачительной книги «Другая половина жизни», которая заставила американцев противостоять тому, что они долго игнорировали, и вдохновила реформаторов, таких как молодой нью-йоркский политик Теодор Рузвельт, который написал фотографу: «Я прочитал вашу книгу и пришел помочь».

Работа Рииса сыграла важную роль в принятии Закона штата Нью-Йорк о многоквартирных домах 1901 года, который улучшил условия жизни бедных. А его крестовый поход и прямой, конфронтационный стиль открыли эпоху документальной и разоблачающей фотожурналистики.

9. «Рука жены Вильгельма Рентгена». Вильгельм Конрад Рентген. 1895 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Невозможно узнать, сколько фотографий было сделано с Анной Бертой Рентген, и большинство из них наверняка потеряно для истории. Но одна нет: это ее рука, точнее, кости ее руки — изображение, сделанное ее мужем Вильгельмом, когда он сделал первый медицинский рентгеновский снимок в 1895 году.

Вильгельм провел недели, работая в своей лаборатории, экспериментируя с катодной трубкой, излучающей электромагнитную энергию разных частот. Он заметил, что некоторые из них проникают сквозь твердые предметы.

Он использовал странные лучи, которые он назвал рентгеновскими лучами, для создания темных изображений внутренней части различных неодушевленных предметов и, наконец, одного очень одушевленного изображения.

Фотография руки Анны произвела фурор, а открытие рентгеновских лучей принесло Вильгельму первую Нобелевскую премию по физике в 1901 году. Его прорыв быстро стал использоваться по всему миру, произведя революцию в диагностике и лечении травм и болезней, которые всегда были скрыты от глаз.

А вот собственно фотографий Анны так никто и не сделал. «Я видела свою смерть», — сказала она, впервые увидев этот снимок. Для многих миллионов других людей на долгие годы вперед это наоборот означало жизнь.

10. «Пруд во время восхода луны» (Пруд в лунном свете). Эдвард Штайхен. 1904 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Этот снимок был сделан в Мамаронеке, штат Нью-Йорк, недалеко от дома друга автора, искусствоведа Чарльза Каффина. На фотографии виден лес через пруд, а часть луны появляется над горизонтом в щели на деревьях.

Используя кропотливую технику многократной печати, Штайхен добился эффекта живописи, художественной картины фотографического снимка, что было невиданно для того времени. Этот вид на пруд в лесу представляет собой поэму сумерек, туманности и многозначительности.

За год до создания этой фотографиии, Стейхен написал эссе, в котором утверждал, что изменение фотографий ничем не отличается от выбора, когда и где щелкнуть затвором. По его словам, у фотографов всегда есть перспектива, которая обязательно искажает подлинность их изображений.

Хотя Стейхен в конце концов отказался от пикториализма (техника в которой выполнена эта фотография), его влияние можно увидеть в каждом фотографе, который стремится создавать сцены, а не просто снимать их. «Лунный свет» тоже продолжает свою жизнь — спустя столетие после того, как Стейхен создал это изображение, гравюра была продана почти за 3 миллиона долларов.

11. «Исчезающая раса». Эдвард С. Кёртис. 1904 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Сделанная в 1904 году, «Исчезающая раса» была визитной карточкой и визуальной метафорой всего проекта Кертиса, где он хотел показать, что коренные американцы, по крайней мере, как культура, исчезают.

Когда поселенцы приручили, казалось бы, бескрайние просторы молодой нации, они изгнали индейцев с их исконных земель, загнали их в бедные резервации и заставили ассимилироваться. Опасаясь неминуемого исчезновения первых жителей Америки, Эдвард С. Кертис стремился задокументировать различные племена, показать их как благородный народ — «древних индейцев, его одежду, его обряды, его жизнь и манеры».

За более чем два десятилетия Кертис превратил эти изображения и наблюдения в «Североамериканских индейцев» , 20-томную хронику о 80 племенах. Ни один образ не воплотил проект лучше, чем The Vanishing Race — фотография идейцев навахо, уезжающего в пыльную даль.

Для Кертиса фотография олицетворяла тяжелое положение индейцев, которые «уходили во тьму неизвестного будущего». Увы, энциклопедическая работа Кертиса не только передала тему, но и закрепила стереотип.

Железнодорожные компании вскоре начали заманивать туристов на запад США поездками по «индейским местам», где белые люди могли увидеть последних представителей вымирающих народов. С тех пор самих индейцев стали рассматривать как экзотические экспонаты, а не как неотъемлемую часть современного американского общества.

12. «Нижняя палуба» (The Steerage). Альфред Стиглиц (Штиглиц). 1907 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Одна из величайших фотографий всех времен, сочетающая в одном изображении и мнгновенный документальный отпечаток времени и одно из первых художественных произведений в жанре фотографического искусства.

Автор этого фото — Альфред Стиглиц (Штиглиц) хоть и родился в США в семье евреев немецкого происхождения, но больше времени провел в Европе. Он увлекся фотографией и именно в Европе стал одним из первых теоретиков фотоискусства.

По требованию отца в 25 лет он вернулся в нелюбимые США. Он считал американскую фотографию ущербной, ибо снимки в Америке рассматривались лишь как отображение действительной жизни, в то время как Стиглиц уже давно понял, что фотография – это прежде всего искусство. «Фотография в том виде, в каком я ее понимал, в Соединенных Штатах почти не существовала», — писал он позже.

Впрочем, как показало время, его приезд в Штаты оказался настоящим прорывом – молодому Стиглиц (Штиглиц)у удалось практически в одиночку заинтересовать страну «новой» фотографией, тем самым открыв Америке мир искусства фото.

Снимки его по тем временам были более чем новаторскими. Стиглиц (Штиглиц) не создавал репортажей своими фотографиями, он просто выходил за рамки того, что до него считалось в Америке фотографией. Он бродил по улицам, снимал интересные для него детали, печатал их и… продолжал оставаться непонятым.

Примечательно, что Стиглиц никогда не увеличивал свои снимки, никогда их не ретушировал и не признавал никаких профессиональных трюков по приукрашиванию действительности.

Скоро он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала «American Amateur Photographer». Именно Стиглиц стал и основателем общества «Photo-Secession» в 1902 году.

В 1905-м он открыл небольшую галерею в здании 291 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Работы Стиглиц (Штиглиц)а, как и других нью-йоркских фотографов выставлялись в галерее вместе с работами Матисса, Хартли, Вебера, Руссо, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, а также с японскими эстампами и африканской резьбой по дереву. Впрочем, знакомство американской публики с признанными мастерами шло весьма сложно. Так, к примеру Стиглиц (Штиглиц)у пришлось вернуть все работы Пикассо, так как выставка художника с треском провалилась — «такое» искусство никак не могло быть принято американцами.

В 1907 году он плыл в Европу на корабле Speed ​​Graflex. Он спустился с палубы певого класса и натолкнулся на толпу на мостике корабля. Там на маленькой нижней палубе валялись шали и накидки. Перекошенная геометрия судна, подчеркивающая клаустрофобные помещения нижних палуб (мест для бедных пассажиров) и визуально отделяющая их от тех, кто находятся на верхних палубах.

«Некоторое время я стоял как завороженный. Я видел формы, связанные друг с другом — изображение форм и лежащее в его основе новое видение, которое заворожило меня».

Фотография Стиглиц (Штиглиц)а с ее ясным и непримиримым взглядом на жизнь оставалась незамеченной в течение четырех лет. Но когда он опубликовал его на обложке своего журнала Camera Work, «The Steerage» представил радикальный взгляд на фотографию, не как на мгновенную имитацию живописи, а как на полностью сформированный и уникальный вид искусства.

Появившись во время революции во всех сферах искусства, выраженной появлением таких выдающихся личностей, как композитор Игорь Стравинский и архитектор Вальтер Гропиус, эта одна из первых «модернистских» картин помогла фотографии стать наравне с другими новаторскими формами искусства. Например, Пабло Пикассо восхищался кубистическим чутьем «The Steerage» и говорил, что и он и Стиглиц (Штиглиц) «работаем в одном жанре и духе».

13. «Девочка с хлопковой фабрики в Южной Каролине». Льюис Хайн. 1908 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

В 1908 году Льюис Хайн становится штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда (National Child Labor Committee), который начал первую в истории США кампанию против эксплуатации детей на производстве.

Без малого 10 лет он разъезжал по всей территории США, от атлантического до тихоокеанского побережья. Под разными предлогами — притворяясь страховым агентом, торговцем, проповедником, или на крайний случай промышленным фотографом — он проникал на заводы и фабрики где использовался детский труд. Хайн снимал малолетних рабочих: шахтеров, ткачей, портовых грузчиков, кочегаров, батраков, уборщиков мусора.

В ноябре 1908 года он наткнулся на девочку по имени Сэди Пфайфер, которая воплотила тот жестокий мир, который показывал Хайн. Она была «одной из многих маленьких работающих детей», стоящей за гигантской хлопкопрядильной машине в Ланкастере, Южная Каролина.

Поскольку Хайну часто приходилось лгать, чтобы получить снимки, он делал их 100% чистыми — без ретуши или подделки любого рода. Его образы детей — винтиков холодной механизированной вселенной раскрывают ужас детского труда. Эти фотографии, в том числе, привели к нормативному законодательству и сокращению числа работающих детей почти вдвое с 1910 по 1920 год.

14. «Слепая». Пол Стрэнд. 1916 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Даже если бы она могла видеть, женщина на новаторском изображении Пола Стрэнда могла не знать, что ее фотографируют. Стрэнд хотел запечатлеть людей такими, какие они есть, а не такими, какими они себя представляли. Поэтому при документировании иммигрантов в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка он использовал фальшивый объектив, который позволял ему снимать в одном направлении, даже когда его большая камера была направлена в другую сторону.

Результат кажется спонтанным и честным, что радикально отличается от формальных портретов людей в неестественных позах, характерных для той эпохи. Фотография слепой женщины, сделанная Стрэндом, которая, по его словам, продавала газеты на улице, является честной и откровенной, женщина явно не смотрит в камеру.

15. «Каменщик». Август Зандер. 1928 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

В фотографии немецкого фотографа Августа Зандера есть некий шаблонный подход. Но это была его цель. Представляя врачей, фермеров, поваров и нищих с той же суровой прямотой, Зандер сделал каждого обычным человеком.

Он намеревался показать, что есть чему поучиться у всех слоев общества, отметив: «По внешнему виду мы можем сказать, какую работу кто-то делает или не делает; мы можем прочитать по его лицу, счастлив он или обеспокоен, ибо жизнь неизбежно оставляет там свой след».

Самый знаменитый портрет Зандера — каменщик из Кёльна, воплощает это понимание. Труд рабочего требует напряжения и пота, но человек на фото сохраняет гордость. Классическое обрамление с линиями кирпичей, напоминающими линии жилета каменщика, усиливает достоинство изображенного.

Что тогда было немаловажным для страны, все еще не оправившейся от унижений Первой мировой войны. Зандер собрал «Каменщика» и другие портреты в монументальный сборник «Люди 20 века» — первом произведении, документировавшей культуру с помощью фотографии. Фотографии Зандера подчеркивают важность личности, возвышая портреты обычных людей до уровня искусства.

16. «Гаага». Эрих Заломон. 1930 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Эрих Заломон — немецкий фотожурналист, считающийся одним из родоначальников в своей профессии, известный своими фотографиями в области дипломатии и судопроизводства, а также своими новаторскими методами использования фототехники для быстрой съемки в условиях умеренной освещенности, позволявшими ему получать снимки известных людей в неформальной обстановке.

На этом фото упитанные государственные деятели уже долго заседают, решая судьбы народов, под сигары и бренди. Но такие события всегда были изолированы от посторонних глаз. Заломон все изменил, проскользнув в задымленные задние комнаты с небольшой камерой Leica, созданной для съемки при слабом освещении. Нигде его мастерство не проявилось больше, чем во время встречи в Гааге в 1930 году по поводу репараций Германии после Первой мировой войны.

Там в 2 часа ночи Саломон сфотографировал измученных министров иностранных дел после долгого дня переговоров. Картина произвела фурор, когда была опубликована в London Graphic. Впервые общественность могла заглянуть за двери кабинетов власти и увидеть мировых лидеров в их естетсвенной среде обитания. Заломон, скончавшийся в Освенциме 12 лет спустя, создавал жанр закулисной политической фотожурналистики.

17. «За вокзалом Сен-Лазар». Анри Картье-Брессон. 1932 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Скорость и инстинкт были базой гениальности Анри Картье-Брессона как фотографа. И никогда он не сочетал их лучше, чем в тот день в 1932 году, когда он направил камеру Leica через забор за парижским вокзалом Сен-Лазар.

Полученное изображение — шедевр формы и света. Когда мужчина перепрыгивает через воду, вызывая в памяти танцоров с плаката на стене позади него, рябь в луже вокруг лестницы имитирует изогнутые металлические детали поблизости.

Картье-Брессон, снимавший 35-миллиметровой камерой без вспышки, увидел, как все эти компоненты на короткое время собрались вместе и щелкнул затвором. Время решает все, и ни один другой фотограф не был лучшим ловцом моентов. Изображение станет типичным примером того самого «Решающего момента» Картье-Брессона, его символом, означающим способность увековечить мимолетную сцену на пленке.

18. «Обед на небоскрёбе». Неизвестный автор. 1932 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Это самый опасный, но и самый известный перерыв на обед из когда-либо снятых. 11 мужчин небрежно едят, болтают и тайком покуривают, как будто они не находятся на высоте 200 метров над Манхэттеном, и только тонкая балка удерживает их в воздухе.

Фотография, сделанная на 69-м этаже флагманского здания RCA (ныне здание GE), была сделана в рамках рекламной кампании огромного комплекса небоскребов. Хотя фотограф и личности большинства испытуемых остаются загадкой — в тот день присутствовали фотографы Чарльз Эббетс, Томас Келли и Уильям Леввич, и неизвестно, кто из них снял эту сцену.

Не обращая внимания на опасность и депрессию, «Обед на вершине небоскреба» стал символом американской стойкости и амбиций в то время, когда и то, и другое было крайне необходимо. С тех пор он стал культовой эмблемой города, в котором он был снят, подтверждая романтическую веру в то, что Нью-Йорк — это место, где не боятся заниматься проектами, которые могли бы запугать менее дерзкие города. И, как все символы в это приземленном, несмотря на небоскребы, городе, «Обед на вершине небоскреба» стал частью местной экономики.

Это самый воспроизводимый снимок фотоагентства Corbis. И вам крупно повезет, если вы гуляя по Таймс-сквер, не встретите продавцов сувениров с этим изображением на магнитах на холодильник, кружке или на футболке.

19. «Пара в енотовых шубах». Джеймс Ван Дер Зее, 1932 год

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Для многих белых американцев в 1930-х годах черные были не более чем прислугой. Их игнорировали, их не замечали, о них не помнили. Противоположность тому, что Джеймса Ван Дер Зее — фотограф-негр  увидел, когда смотрел в объектив своей камеры.

Стремясь противостоять унизительным и широко распространенным карикатурному образу афроамериканцев, ВанДерЗи не только фотографировал свадьбы, похороны, клубы и семьи Гарлема, но также вел фотохронику таких черных лидеров, как Маркус Гарви, танцор Билл Робинсон и поэт Каунти Каллен — лидеры, художники, писатели, движущие силы и победители Гарлемского Возрождения.

В своей фотостудии «Гарантия» и на улицах района Джеймса Ван Дер Зее создавал портреты, которые были тщательно поставлены так, чтобы донести послание в изображении, которое его модели хотели донести — мы тоже люди. И нигде эта гордость и чувство собственного достоинства  не проявляется так отчетливо, как на фото красивой пары в енотовых шубах рядом с родстером Cadillac.

Эта фотография бросила вызов стереотипам о расе, социальной роли и успехе и стал вдохновляющей моделью для поколений афроамериканцев, жаждущих в полной мере осуществить американскую мечту.

Искусство Джеймса Ван Дер Зее и его собрание фотографий оставалось малоизвестным для широкой публики вплоть до конца 1960-х годов.

20. «Лох-несское чудовище». Неизвестный автор. 1934 год.

100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир - рейтинги, ностальгия, картинки, знания

Если бы жирафа никогда не существовало, нам пришлось бы его изобрести. В человеческой природе скучать по невероятному в реальности и искать невозможное. То же самое и с фотографией того, что якобы было лох-несским чудовищем, якобы авторства британского доктора Роберта Уилсона, сделанная в апреле 1934 года.

Уилсон, на смом деле, просто был использован, чтобы скрыть более раннее мошенничество, совершенное охотником на диких животных Мармадюком Монтегью Уэторлом. Последний был командирован в Шотландию лондонской газетой Daily Mail, чтобы поймать монстра, о котором ходили легенды в тех местах.

Уэторл и его фотограф Густав Паули обшарили берега озера и 18 декабря 1933 года нашли на южном берегу у деревеньки Дорес ряд странных следов. Рискуя своей репутацией, Уэторл поверил в их подлинность. Секретно отпечаток следа был отправлен в Лондон на экспертизу в Музей естественной истории.

При ближайшем рассмотрении загадочные следы, найденные Уэторлом, оказались отпечатками ноги чучела гиппопотама, какие обычно использовались в качестве тумбы для зонтиков.

Однако Уэторл решил не сдаваться, тем более, что деньги ему уже заплатили и их надо было отрабатывать. Уэторл изготовил из игрушечной подводной лодки нечто ,похожее на голосу динозавтра. Он и его сын использовали хирурга Уилсона, уважаемого врача, чтобы придать обману достоверность и сообщили, что он сделал этот снимок.

Только в 1994 году, спустя 60 лет, было установлено, что этот снимок — фальшивка, изготовленная Уилсоном и тремя сообщниками — тем самым Монтегью Уэторлом, его родным сыном Яном, приобретавшим материалы, и пасынком Уэторла Кристофером Спарлингом, изготовившим саму фигурку. Двое из сообщников Уилсона добровольно сознались в содеянном, причем первое признание (в 1975 году) осталось без внимания общественности из-за веры в честность доктора Уилсона.

Фотография чудовища озера Лох-Несс до сих пор притягивает конспирологов и искателей небылиц, как и абсолютно достоверное изображение знаменитого лица на Марсе, сделанное зондом Viking в 1976 году.

Ажиотаж вокруг этого снимка длился только до 1998 года, когда Mars Global Сюрвейор доказал, что лицо было, как заявило НАСА, топографическим образованием, которое к тому времени было почти разрушено ветром.

В те милые дни, когда еще не было фотошопа, мы все были крайне наивны. Теперь мы всё знаем, и ничему не доверяем. Искусство подделки продвинулось вперед, но очарование этих первых фальшивок почти исчезло.

Продолжение на следующей странице…