100+ самых главных (влиятельных и значимых) фотографий в истории. Эти фото изменили мир

81. «Без названия» («Ковбой»). Ричард Принс. 1989 год.

«Без названия» («Ковбой») Ричард Принс

Работы Принса — образцы наиболее новаторского искусства, созданного в США за последние 30 лет. Его обманчиво простой прием съемки фотографий по изображениям из рекламы и представлению полученного результата в качестве собственного произведенияв в 1977 году возвестило совершенно новый подход к созданию произведений искусства. Произведений, ставящих вопрос об оригинальности и привилегированном статусе уникального эстетического объекта.

Может ли повторение художником обычного рекламного плаката быть искусством? Если это творчество, то где здесь собственно сам акт творения?

Идея проекта, который поставил бы под сомнение все святое в отношении авторства фотопроизведений, пришла к Ричарду Принсу, когда он работал в отделе рекламных принтов в Time Inc. Когда он разбирал страницы журналов из архивов, внимание Принса привлекла обычная реклама рядом со статьями. А именно: изображение мачо, изображающее человека Мальборо верхом на лошади под голубым небом.

Принс сфотографировал рекламу и убрал шрифт, оставив только культового ковбоя и его окружение. То, что Принс не сделал оригинального снимка, мало что значило для коллекционеров. В 2005 году «Без названия» («Ковбой») была продана на аукционе за 1,2 миллиона долларов, что на тот момент было самой высокой публично зарегистрированной ценой продажи современной фотографии.

Другие были менее восторженными. Фотограф рекламы Мальборо подал на Принса в суд за использование изображений, защищенных авторским правом, но суд вынес решение в основном в пользу Принца. Это была не единственная его победа. Репродукция Принса помогла создать новый вид искусства — фотографию фотографии, которая предвещала эру цифрового обмена и перевернула наше понимание подлинности фотографии и права собственности на нее.

Этого нет в тексте Time: Иконоборческий жест присвоения стал прорывом в карьере Принса-художника. Освобожденные от сопровождающего текста, рекламные образы оставались неизменными, но контекст преобразовывался. Образы, которые Принс репрезентовал, были сами по себе идеализированной симуляцией реальности.

Работа Принса в отделе Time Life позволила ему погрузить себя в эту параллельную вселенную потребительских стремлений, он начал выстраивать изображения мира моды, популярных марок, предметов роскоши в серии, выявляющие высоко кодифицированные визуальные клише. Присвоенные образы подрывали манипулятивные стратегии рекламной индустрии и одновременно были гипнотически притягательными.

Погружение в мир массовой культуры и его одновременная критика лежит в основе искусства Принса. Его апроприации также являются вызовом модернистской концепции оригинальности и авторства, которая подвергалась сомнению в конце 1970-х и в 1980-х годах поколением художников, связанных с теорией постмодернизма.

Дуалистический подход Принса к объектам поп культуры хорошо виден в его серии с ковбоями — фотографии, присвоенные из продолжительной рекламной кампании для сигарет Мальборо.

Эволюционировав в массовом сознании от простого скотовода до одинокого героя, ковбой стал эталоном мужества. Ковбои Мальборо воплощают этот архетип, чему помогают экспансивные виды дикой природы, которые опираются на традиции американской ландшафтной живописи и зрелищные голливудские вестерны.

82. «Лицо СПИДа». Тереза Фрэйр. 1990 год.

"Лицо СПИДа" Тереза Фрэйр

Дэвид Кирби умер в окружении своей семьи. Но фотография 32-летнего мужчины на смертном одре, сделанная Терезой Фраре, не просто запечатлела душераздирающий момент. Он очеловечил СПИД, болезнь, убившую Кирби, в то время, когда она собирала урожай жертв, в значительной степени вне поля зрения общественности. Снимок с изображением умирающего Кирби совершенно случайно сняла студентка-журналист.

Фотография Фрейр, опубликованная в журнале LIFE в 1990 году, показала, как неправильно воспринимаемая большинством людей тогда болезнь опустошала не только своих жертв. Пройдет еще год, прежде чем красная лента станет символом сострадания и стойкости, и три года до того, как президент Билл Клинтон создаст в Белом доме Управление национальной политики по СПИДу.

В 1992 году компания Benetton использовала цветную версию фотографии Терезы Фрейр в серии провокационных рекламных роликов. Многие журналы отказались его публиковать, а ряд общественных организаций призвали к бойкоту продукции Benetton.

Но семья Кирби согласилась на использование его образа, полагая, что эта реклама поможет повысить осознание проблемы СПИДа в тот момент, когда болезнь была неизличима, а больные давили на федеральное правительство, чтобы ускорить разработку лекарств. «Мы просто почувствовали, что пришло время, чтобы люди узнали правду о СПИДе», — сказала мать Кирби Кей. Благодаря этому снимку они это сделали.

83. «Деми Мур». Энни Лейбовиц. 1991 год

«Деми Мур» Энни Лейбовиц

Голливудская звезда Деми Мур была на седьмом месяце беременности вторым ребенком, когда украсила обложку журнала Vanity Fair обнаженной. Такой жест не был чем-то необычным для Мур, рождение ее первого ребенка снимали с трех видеокамер. Но это было беспрецедентным для средства массовой информации.

Энни Лейбовиц создала снимок, который не только шокировал, но и прославлял беременность, показывая, как материнство может быть не только вдохновляющим, но и сексуальным. Редактор журнала Тина Браун посчитала поступок Мур смелым: «Новая молодая кинозвезда, готовая сказать:« Я выгляжу красивой беременной и не стыдится этого».

Фотография была первой фотографией в СМИ, сексуализирующей беременность, и многие сочли ее слишком шокирующей для газетного киоска. журнальные киоски либо отказывались выставлять издание на прилавки, либо оборачивали его в белую бумагу, как делали это со всеми порнографическими материалами. Только на Центральном вокзале Нью-Йорка продавцы не испугались нескромности обложки респектабельного журнала и распродали весь тираж в считанные часы.

Но это была не просто провокационная обложка журнала, фотография сделала то, на что способны только лучшие обложки: изменила культуру. Когда-то беременность была относительно частным делом даже для общественных деятелей. После снимка Лейбовиц роды знаменитостей, снимки обнаженных беременных и фотографии звезд папарацци превратились в отдельную индустрию.

Сама Энни Лейбовиц, впрочем, была довольно строга к своей фотоработе. «Я не думаю, что это хорошая фотография сама по себе. Это обложка журнала. Это был бы отличный портрет, если бы Мур не закрыла грудь», — отмечала Лейбовиц.

84. «Босния». Рон Хавив. 1992 год.

"Босния" Рон Хавив

Американский фотожурналист Рон Хавив провел на Балканах несколько лет, ведя летопись развала Югославии. На его снимках запечатлена агония страны. Мы наблюдаем за тем, как люди, которые десятилетиями мирно жили рядом с друг другом, чуть ли не в один момент превратились в непримиримых врагов.

Смотря на репортажи Хавива, понимаешь, насколько страшны последствия этнической ненависти, как она разрушает, превращает людей в бездушных убийц.

На самом деле война в Боснии еще не началась, когда американец Рон Хавив сделал снимок, на котором серб пинает мусульманку, застреленную сербскими войсками. Хавив получил доступ к «Сербской добровольческой гвардии» еще называемой «Тиграми Аркана» — паравоенное формирование, созданное и возглавляемое Желько Ражнатовичем (Арканом). «Тигры» запретили Хавиву фотографировать убийства.

Но он был полон решимости задокументировать жестокость, свидетелем которой он стал и решил рискнуть. TIME опубликовал эту фотографию неделю спустя, и изображение случайной ненависти вызвало широкие дебаты по поводу международной реакции на обострение конфликта.

Тем не менее, война продолжалась более трех лет, и Хавив был разочарован прохладной реакцией. Погибло почти 100 000 человек. Перед его убийством в 2000 году Аркан был обвинен в преступлениях против человечности. Фотография Хавива использовалась обвиненем в качестве доказательства в военных преступлениях и этнических чистках против Аркана и его бойцов.

85. «Голод в Сомали». Джеймс Нахтвей. 1992 год.

"Голод в Сомали" Джеймс Нахтвей

Джеймс Нахтвей не мог добиться официальной командировки в Сомали, где люди повсеместно страдали от голода. В Могадишо (столица Сомали) бушевал вооружённый конфликт, цены на продукты питания взлетели на недосягаемую высоту, а международная помощь была недостаточной. Но благополучные страны эту проблему старались не замечать, и тогда американский фотограф отправился в Сомали на свой страх и риск. Там ему оказал поддержку Международный Красный Крест.

Нахтвей тайком вывез из Сомали пугающие снимки, в том числе фото женщины, которую собрались везти в центр раздачи пищи на тачке. После того, как он был опубликован на обложке New York Times, один читатель написал: «Осмелимся ли мы сказать, что хуже уже не будет?».

О голоде в Сомали узнал весь мир. Красный Крест заявил, что благодаря общественной поддержке была проведена самая крупная гуманитарная операция со времён Второй Мировой войны. Были спасены полтора миллиона человек. Об этом в интервью Times сказал Жан-Даниэль Таукс, председатель Международного Красного Креста, а снимки Джеймса сыграли здесь решающую роль.

86. «»Умирающий ребенок и стервятник»». Кевин Картер. 1993 год.

"Умирающий ребенок и стервятник" Кевин Картер

Широкую известность Картеру принёс сделанный им 25 марта 1993 года в Судане снимок умирающей от голода девочки, поблизости от которой сидит стервятник, дожидающийся её смерти. «Это мой самый удачный снимок за десять лет работы фотографом, однако я не повешу его на стену, я ненавижу его».

Кевин Картер в 1993 году прибыл в Судан, чтобы запечатлеть тамошний голод. Волонтёры ООН предупредили Кевина, чтобы он ни к кому здесь не прикасался, даже если ему покажется, что этот человек умирает, — повсюду были очень опасные инфекции. И это важный факт…

Измученный после дня съемки в деревне, он отправился отдохнуть. По дороге Картер наткнулся на истощенного ребенка, рухнувшего на землю, не дойдя до пункта, где выдавали бесплатное питание. Рядом с ребенком приземлился стервятник в ожидании добычи. Что произошло дальше? Версии расходятся.

Кто-то говорит, что фотограф сидел и ждал, когда птица раскинет крылья ради лучшего кадра. Кто-то, что фотограф молча наблюдал, как ребенок пытался ползти к тому самом пункту питания. А кто-то, что сделав кадр, Кевин закурил сигарету и заплакал.

Никто точно не знает.

Но очевидно, что фотография, принесшая Картеру Пулитцеровскую премию и признание, забрала его жизнь. Через год он покончил с собой, в предсмертной записке написав, что его мучают образы голодных умирающих людей и их палачей. Фотография стала символом ужасающих событий в Африке и предметом споров об этичности поведения фотографов и журналистов.

Этого нет в материале Time: Газета St. Petersburg Times (Флорида) писала в то время: «Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник».

На самом деле сцена была не такой трагичной как кажется. Родители сфотографированного ребенка в тот момент были заняты разгрузкой самолёта с гуманитарной помощью и ненадолго оставили измождённое дитя одного.

Двое фотографов из Испании, Хосе Мария Луис Арензана и Луис Давилла, не зная о снимке Картера, сняли в этой местности похожие кадры. По их версии, это не составило особого труда, поскольку стервятники там довольно распространены, а дети настолько измождены голодом, что стоит им перестать двигаться, как их уже не отличить от трупа.

«Так что вы берёте телеобъектив и снимаете ребёнка на фоне стервятника. И хотя, в действительности, от одного до другого может быть 20 метров, на снимке будет казаться, что стервятник вот-вот начнёт клевать ребёнка».

В связи с реакцией общественности и вопросами о состоянии ребёнка, газета «The New York Times» опубликовала специальную редакционную статью в своём выпуске 30 марта 1993 года, в которой говорилось: «В прошлую пятницу вместе со статьей о Судане была опубликована фотография, где была изображена маленькая суданская девочка, которая упала на тропе, ведущей к центру кормления в Айоде. За ней наблюдал стервятник. Многие читатели спрашивали о судьбе девочки. Фотограф сообщает, что она была в силах встать и пойти дальше, после того, как стервятника прогнали. Достигла ли она центра — неизвестно».

Известно, что ребёнок выжил, но через 14 лет умер от малярийной лихорадки. Еще он оказался мальчиком, а не девочкой.

87. «Столпы Творения». NASA. 1995 год.

"Столпы Творения". NASA

Космический телескоп «Хаббл» едва не стал одной большой неудачей. Запущенный на орбиту шаттлом «Дискавери» STS-31 в 1990 году, он был сверхзатратным, отставал на несколько лет от графика, а когда очутился, наконец, на орбите, оказалось, что он плохо видит. Главная линза диаметром 2,4 метра искажала изображение из-за дефекта при сборке.

Лишь в 1993 году была установлена корректирующая оптика, работы на телескопе продолжались в течение десяти дней. Экспедиция к «Хабблу» стала  одной из сложнейших за всю историю космонавтики, в её рамках были осуществлены пять длительных выходов в открытый космос. Но 1 апреля 1995 года телескоп окупился сторицей, сделав этот чёткий и объемный снимок Вселенной, известный как «Столпы Вселенной».

Телескоп «Хаббл» сфотографировал Туманность Орла, — клочок пространства, находящего на расстоянии 6500 световых лет от Земли в созвездии Змеи. Точнее, в Змеином Хвосте, это созвездие разделено на Голову (Serpens Caput) и Хвост (Serpens Cauda), где идет процесс формирования новой звезды. Эти объекты на снимке получили название «Столпы Творения», потому что газ и пыль в них вовлечены в процесс формирования новых звёзд с одновременным разрушением облаков под светом уже образовавшихся звезд.

Огромные «столпы»  — это облака межзвёздной пыли, образовавшиеся от невероятно мощных «ветров», дующих от расположенных поблизости звёзд (чёрный участок справа вверху – увеличенное изображение, полученное одной из четырёх камер телескопа).

Но научная ценность этого снимка – не главное его достоинство. Необычность и чудовищные размеры этого образования – столпы имеют длину в 5 световых лет, или 50 триллионов километров – завораживают, пугают и озадачивают одновременно. Один снимок сделал то, что было не под силу тысячам астрономических симпозиумов.

Этого нет в материале Time: Фотография Столпов Творения составлена из 32 отдельных снимков, сделанных четырьмя камерами на борту «Хаббла». На фотографии запечатлен свет, излучаемый различными химическими элементами в облаке, которые на сводной фотографии изображены разными цветами: зелёный цвет отмечает водород, красный — однократно ионизированную серу и синий — дважды ионизированные атомы кислорода.

Черные прямоугольники, напоминающие по форме лестницу в верхнем правом углу изображения возникли из-за того, что камера в верхнем правом квадранте делала фотографии в бОльшем увеличении. При их уменьшении до того же масштаба, что и у фотографий с других камер, в этой части фотографии неизбежно образовалось бы пустое место.

Снимки, сделанные другим космическим телескопом — «Спитцер», обнаружили облако горячей пыли в окрестностях Столпов Творения — работающий с телескопом астроном Николас Флэйджи предположил, что это облако было образовано ударной волной от взрыва сверхновой звезды. Вид облака говорит о том, что взрыв сверхновой произошел около 6000 лет назад.

Учитывая, что расстояние до самих Столпов Творения составляет порядка 7000 световых лет, это может значить, что Столпы Творения уже не существуют, но из-за конечной скорости света их разрушение можно будет наблюдать на Земле лишь через тысячу лет.

В честь 25-летия запуска космического телескопа «Хаббл» была сделана новая фотография Столпов Творения — более крупная и в более высоком разрешении. Она была обнародована в январе 2015 года на конференции Американского астрономического общества в Сиэтле. За ту же экспозицию можно заглянуть в десять раз глубже, и разрешение будет в два раза выше. Фотография 2015 года шире, она захватывает основание столпов.

88. «Первое фото на сотовом телефоне», Филипп Кан, 1997 год.

"Первое фото на сотовом телефоне" Филипп Кан

Скука может быть мощным стимулом.

В 1997 году инженер Филипп Кан сидел в комнате ожидания роддома в Северной Каролине. В одной из палат его жена прилагала все усилия для того, чтобы их ребенок поскорее появился на свет. Кан тем временем раздумывал, чем бы себя занять. По своему профилю работы он занимался устройствами для передачи изображений, и Филипп решил соорудить подобную конструкцию — чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми своим новорожденным ребенком в режиме реального времени.

Как и любое изобретение, опытная технология была лишена эстетики и удобства. Джерри просто подключил цифровую фотокамеру к мобильнику-раскладушке, а тот к ноутбуку, который всегда носил с собой, и синхронизировал данные с помощью нескольких строк кода, которые написал там же в родильном отделении. И совершил революцию в технологии передачи данных. Он не только предопределил развитие смартфонов на годы вперед, но и изменив сам способ коммуникации между людьми.

Когда его жена родила дочь Софи, Филипп сфотографировал ребенка, а телефон немедленно разослал фотографию двум тысячам человек — всем людям ,чьи контакты хранились на ноуте. Это был первый в истории снимок, переданный с помощью мобильного телефона.

Вскоре Кан усовершенствовал свой прототип, и в 2000 году компания Sharp использовал его технологию для выпуска первого коммерчески доступного телефона со встроенной камерой в Японии. Через несколько лет телефоны были представлены на рынке США и вскоре стали повсеместными.

Изобретение Кана навсегда изменило то, как мы общаемся, воспринимаем и понимаем мир, и заложило основу для смартфонов и приложений для обмена фотографиями, таких как Instagram и Snapchat.

Сейчас телефоны используются для ежедневной рассылки сотен миллионов изображений по всему миру, конечно же, включая большое количество детских фотографий.

Этого нет в материале Time: существует короткометражка, рассказывающая историю возникновения первой мобильной фотографии.

Фотография дочери Кана была в разрешении 320х240 пикселей, и переслал он её с помощью Motorola StarTAC на домашний сервер, кодирующий автоматическую систему уведомлений на тысячи учетных записей электронной почты.

Филипп Кан — француз, родился и вырос в Париже в семье небогатых еврейских иммигрантов. Его мать была выжившей в Освенциме скрипачкой и лейтенантом французского Сопротивления, а отец — механик-самоучка.

89. «99 центов». Андреас Гурски. 1999 год.

"99 центов" Андреас Гурски

Может показаться ироничным, что фотография дешевых товаров станет ценовым рекордом для самой дорогой современной фотографии из когда-либо проданных, но «99 Cent» немца Андреаса Гурски — это гораздо больше, чем просто визуальный аналог инвентаризации товаров. По мнению знатоков, она создаёт непередаваемое впечатление «фетишизма нашего материального мира в посткапиталистическом ландшафте».

В одном крупномасштабном изображении, сшитом из нескольких, сделанных в магазине «Всё за 99 центов» в Лос-Анджелесе, кажущиеся бесконечными ряды вещей с головами покупателей, парящими над товарами, больше напоминают абстрактные картины или картины импрессионистов, чем фотографии.

Это было именно творческим методом Гурски. От токийской фондовой биржи до свалки в Мехико немецкий архитектор и фотограф использовал манипуляции с цифровыми снимками и четкое чувство композиции, чтобы превратить повседневность в искусство.

Как написал куратор Питер Галасси в каталоге ретроспективы работ Гурски 2001 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке: «Высокое искусство против коммерции, концептуальная строгость против спонтанного наблюдения, фотография против живописи … для Гурски все эти противоположности — не противники, а союзники».

Эта способность визуализировать рукотворное и приземленное свежим взглядом помогла современной фотографии войти в элиту мира искусства.

В 2007 году похожее фото Гурски — «99 центов. Диптих» было продано на «Сотбис» за рекордную на тот момент сумму: более трех миллионов долларов. Купил ее для своей знаменитой киевской галереи современного искусства украинский миллиардер Виктор Пинчук.

Рекорд для современной фотографии с тех пор был побит, но эта покупка сделала больше, чем что-либо для катапультирования современной фотографии на страницы аукционных каталогов наряду с живописью и мраморными скульптурами старых мастеров.

90. «Плывущие гиппопатамы (Серфинг бегемотов)». Майк Николс. 2000 год.

"Плывущие гиппопатамы (Серфинг бегемотов)" Майк Николс

7 миллиардам человек на Земле требуется место, поэтому дикая природа – настоящая, дикая, нетронутая природа – сжимается подобно шагреневой коже. Даже в Африке, где пока ещё бродят львы и слоны, места им остаётся всё меньше.

Фотограф Майкл Николс и учёный из Национального Географического Общества Майкл Фэй предприняли труднейшее путешествие длиной в 2000 миль, от Конго в Центральной Африке до Габона на западном побережье континента. Именно там Николас и сделал эту удивительную фотографию – гиппопотамы плывут в ночной синеве Атлантического океана.

Такое прежде видели немногие; хотя большую часть времени бегемоты проводят в воде, обитают они преимущественно у материковых рек и болот, а не в бушующем море. Фотография сама по себе прекрасна, лишь глаза и ноздри гиппопотама торчат над океанскими волнами.

Но дело не только в красоте. Президент Габона Омар Бонго вдохновился фотографиями Николса и создал систему национальных парков, которые охватывают теперь 11% страны. Хоть какая-то часть земли останется зарезирвированной для дикой природы.

91. «Падающий человек». Ричард Дрю. 2001 год.

"Падающий человек" Ричард Дрю

«Я никогда не жалел, что сделал это фото». В момент трагедии 11 сентября 2001 года все СМИ показывали горящие и падающие здания башен-близнецов, и мало кто заострял внимания на людях.

Эта фотография появилась спустя три дня после трагедии, став символом человеческой смерти на фоне бетонной империи. Личность падающего человека так и осталась не установленной, однако это не имело значения, так как он олицетворил образ «неизвестного солдата» непонятной войны, застыв навсегда в истории.

Чаще всего о событиях 11 сентября 2001 года напоминают фотографии башен и самолётов, но не людей. Падающий человек – это совсем другое. Снимок, сделанный Ричардом Дрю сразу после атак 11 сентября, изображает падающего человека на фоне безликих и бездушных небоскрёбов.

Он был опубликован в американских газетах в последующие дни, но неприятие его читателями привело к временному забвению.

Это довольно сложный образ для понимания: фигура человека идеально делит пополам культовые башни, устремляясь к земле, как стрела. Его словно выстрелили из этого мира в мир мертвых.

Этого нет в материале Time: На прочих снимках выпрыгнувших 11 сентября 2001 года из «башен-близнецов» людей, они как будто сражаются с несоответствием масштабам чудовищной реальности. Они выглядят маленькими и жалкими на фоне башен — колоссами нависающими над ними, на фоне всего происходящего. Некоторые обнажены по пояс, с них слетает обувь, пока они летят, беспомощно размахивая руками. У них ошарашенный вид…

Человек на снимке, напротив, летит строго вертикально, словно следуя архитектурным линиям здания. Он разделяет, расщепляет их: слева от него — северная башня, справа — южная. Конечно, он не знает о том, сколь высокого геометрического совершенства ему удалось достичь, и все же он необходимый элемент стихийно возникающего нового знамени, стяга, сплошь расчерченного металлическими балками, сверкающими в солнечных лучах.

Некоторые видят в этой картине воплощение стоицизма, силы воли, самоотречения, другие усматривают здесь нечто неуместное, и потому ужасное: свободу. В позе мужчины есть нечто мятежное, как будто, осознав неизбежность смерти, он согласился с ней. Он будто ракета или копье, стремящееся быстрее достигнуть собственной гибели.

Говоря о культурном и социальном значении «Падающего человека», теолог Марк Д. Томас отметил, что эта фотография, «возможно, одна из самых ярких иллюстраций человеческого отчаяния, не имеющая аналогов по силе эмоционального воздействия в современном искусстве. Вся суть его кристаллизована всего лишь в одном снимке».

92. «Человек в капюшоне». Сержант Айвен Фредерик. 2003 год.

"Человек в капюшоне" Сержант Айвен Фредерик

«Война в Ираке, как и Вьетнам, запомнится тем, что там мы не были героями. Мы не были спасителями. И эти фотографии подтверждают это», – Брент Пак, армейский следователь.

Сотни фотожурналистов освещали вооружённый конфликт в Ираке, но самый памятный снимок той войны сделал не профессионал, а сержант американской армии по имени Айвен Фредерик.

В последние три месяца 2003 года Фредерик нес службу в тюрьме Абу-Грейб под Багдадом, которую от Саддама Хуссейна унаследовали американские военные. Ее превратили в центр содержания для подозреваемых в подрывной деятельности.

Ещё до начала войны в Ираке многие ставили под сомнения декларируемые мотивы правительств США, Великобритании и их союзников для вторжении в Ирак, в результате которого был свергнут Саддам Хуссейн. Но ничто не подорвало позицию союзников, утверждающих, что они способствуют установлению демократии в стране, больше, чем скандал в Абу-Грейб.

Фредерик был одним из нескольких солдат, которые пытали иракцев в Абу-Грейб. И еще мало понятно то, что они сделали тысячи снимков своего жестокого обращения, унижения и пыток задержанных с помощью цифровых фотоаппаратов. Да еще и делились этими фотографиями.

Наиболее широко разошедшимся из снимков стал «Человек в капюшоне». Отчасти потому, что он был не таким откровенным, как прочие. Поэтому он без труда проходил на полосы газет и в эфир СМИ. Мужчина с распростертыми руками на фотографии лишён возможности видеть происходящее, одежды, достоинства и личной безопасности. Зато с электрическими проводами. А его поза? Это казалось намеренно, пугающе похожим на распятие. Как будто у захватчиков-освободителей не было ничего святого.

93. «Запретные (закрытые) гробы». Тами Силицио. 2004 год.

"Запретные (закрытые) гробы" Тами Силицио

«Мое сердце было переполнено горем. И это отразилось в фотографии», – Тами Силицио.

К апрелю 2004 года около 700 американских военнослужащих погибли в Ираке, но изображений мертвых, возвращающихся домой в гробах, так и не были нигде опубликованы.

Правительство США запретило журналистам фотографировать такие сцены в 1991 году, утверждая, что они нарушают принципы охраны частной жизни родственников и достоинство погибших. Несогласные с такой позицией называли это актом цензуры псоледствий все более кровавого конфликта.

Как государственный подрядчик, работающий в грузовой компании в Кувейте, Тами Силицио видела все больше и больше «грузов 200», и она чувствовала себя обязанной поделиться этим. Главным образом, чтобы, как утверждала  сама Силицио, показать родителям американских солдат, что тела погибших «не швыряют, как какой-то груз».

7 апреля Силицио использовала свой Nikon Coolpix, чтобы сфотографировать около 20 гробов, задрапированных флагами, когда их перегружали в Кувейте по пути на базу ВВС Дувр в английском Делавэре. Она отправила фотографию другу в США, который переслал ее фоторедактору в газету Seattle Times.

С разрешения Силицио 18 апреля Times разместила фото на первой полосе и сразу же вызвала бурю. Через несколько дней Силицио уволили с работы, а в стране разгорелись дебаты по поводу этичности публикаций таких изображений.

Хотя правительство утверждало, что семьи солдат, погибших в боях, согласны с госцензурой, многие считали, что такие фотографии не должны быть под запретом. В конце 2009 года, в первый год пребывания у власти президента Барака Обамы, Пентагон снял это ограничение.

94. «Иракская девочка на контрольно-пропускном пункте». Крис Хондрос. 2005 год.

"Иракская девочка на контрольно-пропускном пункте" Крис Хондрос

За минуту до того, как американский фотожурналист Крис Хондрос сделал этот снимок, Самара Хассана, маленькая девочка находилась на заднем сиденье машины своей семьи, когда они ехали домой из иракского города Талль Афар. По каким-то причинам они не остановилась на контрольно-пропускном пункте. По машине открыли огонь американские солдаты, опасаясь, что в салоне могут находиться террористы-смертники.

На фото Самара уже сирота, её родители погибли от пуль. Стоял январь 2005 года, война в Ираке была в разгаре.

Такие ужасные случаи не были редкими в суматохе войны, но их никогда не снимали на плёнку в реальном времени. Хондрос, работавший на Getty Images, был прикомандирован к американскому военному отряду, когда началась стрельба. Он сразу же передал свои фотографии в агентство, и на следующий день они разошлись по всему миру.

Они заставили американских военных пересмотреть правила проезда контрольно-пропускных пунктов, но ещё больший эффект был в том, что и без того скептически относившиеся к американским военным люди стали спрашивать, почему они убивают людей, которых они пришли якобы освобождать и защищать.

Автор фото погиб во время гражданской войны в Ливии в 2011 году.

95. «Горилла в Конго». Брент Стиртон. 2007 год.

"Горилла в Конго" Брент Стиртон

Горная горилла по кличке Сенквекве весила не менее 225 килограмм, когда ее туша была привязана к импровизированным носилкам, и потребовалось более дюжины человек, чтобы поднять ее. Брент Стиртон запечатлел эту сцену в национальном парке Вирунга в Демократической Республике Конго. Сенквекве и несколько других горилл были застрелены во время перестрелки в заповеднике, где живет половина из всех существующих и находящихся под угрозой исчезновения горных горилл.

Когда в 2007 году Стиртон сфотографировал жителей и смотрителей парка, уважительно выносящих Сенквекве из леса, парк находился под осадой людей, незаконно заготавливающих древесный уголь и дрова  для угольных корпораций.

На фото Сенквекве выглядит огромным, но напоминающим человека, что напоминает о том, что конфликт в Центральной Африке затрагивает не только людей. Он это также касается окружающей среды региона и местной фауны. Через три месяца после того, как фотография Стиртона была опубликована в Newsweek, девять африканских стран, включая Конго, подписали договор о защите горных горилл в Вирунге.

Этого нет в тексте Time: Последние 30 лет битва за сохранение горных горилл превратилась в смертельный бой между рейнджерами, охранящими парк Вирунга, и местными боевиками и горнодобывающими компаниями, заинтересованными в природных ресурсах района.

Боевики из различных группировок заходят на территорию парка и убивают животных ради развлечения или для еды. В результате количество особей некоторых видов существенно сократилось.

Началось всё с войны в Руанде в 1994 году (люди из Руанды бежали от резни на территорию большого Конго, вслед за ними шли руандийские боевики). В парк хлынули беженцы и боевики и их было много. Парк буквально наводнился народом.

Есть было нечего, людям приходилось добывать древесный уголь, дрова на растопку, даже мясо и все это прямо в парке. Вооруженные группировки плодились, как грибы после дождя. Конголезские солдаты, побросав посты, скрывались в джунглях. Кое-кто вступал в отряды маи-маи, которые порой объединялись с хуту из «Демократических сил освобождения Руанды» против всех чужаков, в том числе и инспекторов, пытавшихся остановить разгул анархии в парке.

В 1997 году в стране пал режим местного диктатора Мобуту, а вместе с ним исчезло какое бы то ни было подобие власти. Зарплаты служащих парка резко сократились. Люди стали крутиться, как могли. Кое-кто стал брать взятки у браконьеров: те без зазрения совести звонили подкупленным инспекторам, чтобы убрали за ними убитых зверей. Другие распродавали местным жителям порубочные билеты, понимая, что щедрая доля с прибыли осядет в карманах сотрудников парка – и двинется вверх по «пищевой цепи».

У браконьеров есть даже идеологическое оправдание своим действиям: богатства Вирунги – сказочно плодородная почва, растения и животные – охраняются законом на потребу туристов-толстосумов! Местные парни, выросшие в нищете, сочли это вопиющей несправедливостью. Их затянуло в повстанческую группировку «Движение 23 марта» (М23), предъявлявшую продажному правительству длинный список обвинений. Праведный гнев не помешал мятежникам творить насилие и грабежи на территории парка.

В общем началась анархия и парк оказался на грани разграбления. Его спасали только кучка энтузиастов из числа рейнджеров охранников, ежедневно рискующих жизнями ради животных за копейки.

В 2008 году, через год после публикации снимка с убитой гориллой, власти Конго пошли на нестандартный шаг — директором национального парка «Вирунга» был назначен белый, и не просто белый, а бельгийский (Конго — бывшая колонния Бельгии) принц Эммануэль де Мерод.

Национальному парку удалось привлечь доноров, рейнджеров начали обучать бывшие военные спецподразделения европейских армий.

Однако хаос и периодическое отсутствие государственной власти на востоке Демократической республики Конго не позволили реализовать все планы по его развитию.

Вред парку также до сих пор наносит заинтересованность одной из горнодобывающих компаний в залежах на территории заповедника полезных ископаемых, в частности нефти.

Трех сотен горных горилл, уже привыкших к людям, – охраняет конвой из восьми десятков человек, как президентов или папу римского. Вирунга принадлежит государству, но правительство в Киншасе вносит всего пять процентов ежегодного операционного бюджета в восемь миллионов долларов. Основная часть средств поступает из Европейского союза, от правительства США и международных некоммерческих организаций.

Война между охраной парка и боевиками длится до сих пор. 13 сотрудников парка и четырех гражданских лиц убили 24 апреля 2020 года в парке Вирунга.

96. «Смерть Неды». Автор неизвестен, 2009 год.

"Смерть Неды"

Неда Ага-Солтан вряд ли рассчитывала стать вирусной иконой Интернета, когда 20 июня 2009 года 26-летняя девушка вышла из машины на улице Тегерана, недалеко от места скопления протестующих против сфальсифицированных выборов президента Махмуда Ахмадинежада.

Исламская республика переживала набольшие волнения со времен революции 1979 года. Государство объявило незаконным участие в уличных  демонстрациях и запретило большинство иностранных СМИ, что означало, что бремя свидетельских показаний в значительной степени было возложено на граждан, которые освещали происходящее мобильными телефонами.

В тот вечер вместе Неда со своим учителем музыки Хамидом Панахи застряли в автомобильной пробке, образовавшейся из-за уличного митинга. Было жарко, и Неда решила выйти из машины Peugeot 206, чтобы посмотреть на демонстрантов. По словам Панахи через некоторое время раздался звук похожий на треск. Это был выстрел из снайперской винтовки. Пуля попала девушке в грудь, она упала на проезжую часть и, истекая кровью, через несколько минут скончалась.

Любительская видеозапись смерти Неды была опубликована на Facebook и YouTube и распространилась по всему интернету. Обсуждение убийства Неды в Twitter, с хэштегом #neda, стало главным трендом концу дня 20 июня 2009 года.

Смерть Неды не освещалась в государственных иранских СМИ, но о ней сообщили международные средства массовой информации. Неда на языке фарси значит «голос» или «призыв», это имя во всём мире стало «голосом Ирана» и символом демократической оппозиции, борющейся с исламистским режимом.

Один кадр из видеозаписи показывает как застывает ее взгляд, а темно-красные следы крови образовали паутину на лице девушки. Этот снимок, один из самых ранних и самых значительных интернет-вирусов, привлек внимание всего мира.

В течение нескольких часов кадры, анонимно загруженные на YouTube, были просмотрены президентом Соединенных Штатов — доказательство того, что новый цифровой век может связывать не только людей; он может помочь расшатать даже самый стойкий политический режим.

97. «Оперативная (ситуационная) комната». Пит Соуза. 2011 год.

"Оперативная (ситуационная) комната" Пит Соуза

Официальные фотографы Белого дома документируют, как президенты работают, разговаривают по телефону с мировыми лидерами и председательствуют на заседаниях в Овальном кабинете. Но иногда эксклюзивный доступ позволяет им запечатлеть моменты, которые становятся нашей коллективной памятью.

1 мая 2011 года Пит Соуза находился в Ситуационной центре (помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций, предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга), когда американские войска совершили рейд на поместье Усамы бен Ладена в Пакистане и убили лидера террористов. Тем не менее, на фото Соузы нет ни рейда, ни бен Ладена. Вместо этого он показал тех, кто следил за секретной операцией в режиме реального времени.

Президент Барак Обама принял решение начать атаку, но, как и все присутствующие в зале, он всего лишь наблюдатель. Он смотрит, нахмурив брови, на рейд, разворачивающийся на мониторах. Госсекретарь Хиллари Клинтон прикрывает рот, ожидая результата.

В тот вечер в общенациональном обращении Белого дома Обама объявил, что бен Ладен убит. Фотографии мертвого тела так и не публиковались, поэтому фотография Соузы и запечатленное на ней напряжение стали единственным публичным изображением момента, когда война с террором принесла ей самую важную победу.

98. «Северная Корея». Дэвид Гуттенфельдер. 2013 год.

"Северная Корея" Дэвид Гуттенфельдер

Дэвид Гуттенфельдер был главным фотографом в Азии агентства Associated Press, когда AP стало первой международной новостной организацией, открывшей бюро в Северной Корее. Он начал часто ездить в страну, которая была в основном закрыта для иностранных журналистов и практически скрыта от общественности почти 60 лет.

Конечно, власти не давали снимать журналистам всё, что захочется. Гуттенфельдер покорно вел хронику официальных мероприятий и театрализованных представлений в Пхеньяне, но его взгляд продолжал искать сцены повседневной жизни, выходящие за рамки конртролируемых экскурсий.

В начале 2013 года Северная Корея открыла доступ к 3G для иностранцев, и Гуттенфельдер получил возможность делиться своими фото с миром в режиме реального времени. 18 января 2013 года он использовал свой iPhone, чтобы опубликовать одно из первых изображений в Instagram из печально известной своей закрытостью страны.

«Окно [в] Северную Корею открылось пошире», — написал он в своем аккаунте в Instagram. «Между тем для корейцев, которые не будут иметь доступа к этой услуге (имеется в виду 3G), окно остается закрытым». Используя новейшие технологии, Гуттенфельдер открыл для публики одно из самых закрытых обществ в мире.

Он также дал пример другим иностранцам в КНДР сделать то же самое, создав портрет повседневной жизни северных корейцев — стороны, которую не показывали в обычных репортажах о тоталитарном государстве.

99. «Оскаровское селфи». Бредли Купер. 2014 год.

"Оскаровское селфи" 2014 год

Это был момент, воплотивший эпоху Интернета. В середине церемонии вручения «Оскара» 2014 года ведущая Эллен Дедженерес пошла в зал и заставила некоторых из самых ярких звезд мира втиснуться в селфи. Пока Брэдли Купер держал телефон, Мерил Стрип, Брэд Питт, Джулия Робертс, Кевин Спейси, Дженнифер Лоуренс, Чэннинг Татум и небольшая часть Джареда Лето, Анжелины Джоли и Лупиты Нионго, среди прочих, прижались друг к другу.

Но именно то, что сделал Эллен Дедженерес потом, превратило порыв голливудского легкомыслия в трансформационный образ. После того, как Купер сделал снимок, ДеДженерес немедленно разместил его в Твиттере, где его почти мгновенно ретвитнули более 3 миллионов раз, больше, чем любое другое фото в истории.

Это был также завидный рекламный ход для фирмы Samsung. ДеДженерес использовал телефон компании для снимка, и бренд был отчетливо показан в телевизионной трансляции в момент селфи. Samsung скромничал, но его PR-агентство признало, что стоимость такой акции может достигать 1 миллиарда долларов.

Еще совсем недавно это было невозможно, но этот снимок показал, с какой невероятной скоростью и легкостью фотографии теперь могут распространяться по всему миру.

100. «Айлан Курди». Нилюфер Демир. 2015 год.

"Айлан Курди" Нилюфер Демир

Война в Сирии шла уже 4 года, когда родители 3-летнего мальчика Алана Курди и его 5-летнего брата сели в надувную лодку и отправились с турецкого побережья на греческий остров Кос. В течение нескольких минут волны опрокинули утлое суденышко, и мать и оба мальчика утонули.

Малыша обнаружила на берегу недалеко от прибрежного города Бодрум несколько часов спустя фотограф агентства «Dogan News Agency» Нилюфер Демир. Лицо ребенка было обращено к морю и казалось, что он просто спит. «Я ничего не могла сделать для него, он уже был мертв», — вспоминала женщина. Ей оставалось лишь достать свою камеру и снять этот леденящий душу кадр.

«Я сделала это фото, чтобы немой крик ребенка был услышан».

Фотография сирийского ребенка, утонувшего во время попытки его семьи бежать в Грецию, обошла первые полосы крупнейших европейских газет и вывела дискуссию о проблемах миграции в ЕС на новый уровень.

Этого нет в тексте Time: Фото моментально обошло всю планету через Twitter под оригинальным турецким хештегом KiyiyaVuranInsanlik — «выброшенная на берег человечность». И оно создало такой эффект, который не могли произвести никакие другие сообщения о том, что при очередной попытке переплыть Средиземное море утонуло двести беженцев. Под напором общественного возмущения политики оказались в буквальном смысле обезоруженными, вынужденными оправдываться и что-то предпринимать.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сказал, что «как отец» он глубоко взволнован трагической гибелью сирийского мальчика. А затем анонсировал принятие дальнейших мер по оказанию помощи беженцам, в том числе выделение дополнительных £100 млн. Его французский коллега Манюэль Вальс ретвиттнул фото турецкого спасателя с телом Айлана на руках и написал: «Его звали Айлан Курди. Незамедлительные действия. Срочная европейская мобилизация». Откликнулся даже лидер правой и антиэмигрантской британской Партии независимости Найджел Фараж: «Это шокирующее изображение маленького мальчика».

Расследование в медиа было проведено с ошеломляющей скоростью — имя ребенка было узнано сразу, на следующий день журналисты уже интервьюировали его выжившего отца и даже нашли тетку в Канаде, чьи слова о том, что власти этой страны не предоставили визу семье Айлана, вызвали скандал за океаном и собственное расследование канадской иммиграционной службы. А индийский скульптор Сударасан Паттнайк даже слепил из прибрежного песка точную копию со снимка, снабдив ее подписью «Позор, позор, позор…».

Кроме этого, фотография мертвого сирийского мальчика сподвигла ряд СМИ на сознательное нарушение табу. В редакциях газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов прошли жаркие дискуссии о допустимости публикации подобного изображения.

Би-би-си отказалась его размещать, так же как большинство британских и французских изданий, за исключением Le Monde и The Independent, решившихся на подобный шаг. Все публикации, если на них решались, обязательно сопровождались редакционными комментариями, объяснявшими, почему на это пошли, как, например, на «Немецкой волне». Но сам факт обычно табуированного изображения не мог не произвести взрывного эффекта.

После гибели Айлана меняется гуманитарная повестка дня Европы. Беженцы отныне не проблема, а люди, требующие помощи здесь и сейчас.

В развитых странах социальный напор вынуждает государственных лидеров сосредоточиться на гуманитарных вопросах. Общественное мнение, увидев фото погибшего ребенка, считает постыдным рассуждать о «столкновении культур», «угрозе идентичности» и прочих страшилках, обычно связанных с наплывом беженцев.

Приоритетом стало оказание посильной помощи прибывающим сирийцам, различного рода волонтерские инициативы — помощь с их размещением (премьер-министра Финляндии, к примеру, тогда предложил для этого свой дом), питанием, адаптацией к новым условиям жизни.

После публикации этого фото, Европа вновь осознала со всей остротой единство человечества. И готова принять и понять чужую боль как свою. (текст РБК).

***

Перевод всех тектов под фотографиями и дополнения Like-a.ru

На этом снимке подборка Time «100 самых влиятельных фотографий всех времен» заканчивается. Но это еще не всё…

Продолжение на следующей странице…